22 Сентября 2011  

Учимся выращивать батат. Урожай

Урожай батата, готовящийся к сортировке. На переднем плане: Женьшень красный.

Урожай батата, готовящийся к сортировке. На переднем плане: Женьшень красный.

Вот и закончился самый интересный, пожалуй, год нашего огородничества. А с ним закончился и очень большой (для нас) эксперимент по выращиванию батата в климате Нечерноземья. Мы живём в городе Агидель, на северо-западе Башкирии, а здесь, вроде как, уже начинается «север» :)

Впечатлений так много, что трудно даже решить, с чего начать описание. Краткий итог: мы собрали неплохой урожай батата, намного больший урожай опыта, а сейчас пребываем в блаженной эйфории от достигнутого. :) Нам удалось доказать: батат прекрасно подходит даже для нашего климата. Приноровившись к его выращиванию, можно получить отличную «базовую» культуру на своём участке, не уступающую в этом картошке. Особенно, если выбрать правильные сорта.

Ну, а теперь обо всём по порядку.

О чём пойдёт речь

Как всё начиналось

Всё началось с идеи посвятить целый год изучению возможностей и прихотей батата. На руках было три сорта (Победа-100, Женьшень красный и Маньчжурский неизвестный), которые и стали нашими «подопытными» сразу в нескольких экспериментах. Обо всём этом мы уже писали ранее в этих статьях:

Мы не будем повторять содержание старых статей, чтобы не раздувать и без того большое повествование. Так что почитайте, если что будет непонятно.

Решение о начале сбора

Изначально мы планировали собрать батат не раньше середины сентября. Не вышло. Ещё в последних числах августа прогноз внезапно испортился, стал обещать сильное похолодание ниже 10 градусов днём. Мы решили не рисковать, и 30-го августа приступили к выкапыванию экспериментальных гряд. Экспериментальные гряды составляли примерно треть от всех посадок, уход за ними был более тщательный, и нам важно было уберечь их урожай даже от малейшего повреждения холодом.

К слову, прогноз не оправдался, и вплоть до 18-го сентября было достаточно тепло :) Но всё равно, мы правильно поступили. Рисковать урожаем не стоит, особенно большим.

Процедура сбора

Чтобы оценить результаты экспериментов, каждая экспериментальная гряда выкапывалась тщательно, вручную. Клубни с каждого куста упаковывались в индивидуальный пакет. Затем, урожай со всей гряды также упаковывался отдельно и маркировался.

Дома всё мылось, взвешивалось, записывалось. И так – мешок за мешком… Утомляет это – ужасно. Искренне сочувствуем всем учёным, которые занимаются подобной работой – сортоиспытателям, палеонтологам, археологам и всем прочим :) Впрочем, результаты того стоят! Если интересно, можете перейти сразу к конечным выводам.

Особенности каждого сорта

Ранее, мы уже писали о различиях наземной части имеющихся у нас сортов. Теперь же можно рассказать и о подземной части. :)

Маньчжурский неизвестный – сорт года!

О предыстории «Маньчжурского» батата можно прочесть здесь.

8 сентября. Три куста "Маньчжурского" батата.

8 сентября. Три куста "Маньчжурского" батата.

Очень декоративный и цветущий сорт оказался ещё и очень урожайным. Вообще, сам факт цветения в наших условиях намекает на то, что эти широты данному сорту не чужды. Остальные сорта у нас и не думали цвести, ведь батат обычно цветёт только при коротком световом дне, а у нас летом солнце едва садится.

Мы уже писали ранее, что «Маньчжурский неизвестный» отличается прожорливостью. Кормить его надо хорошо и регулярно, а он за это отплатит урожайностью и быстрым развитием. Это самый скороспелый из имеющихся у нас сортов!

8 сентября. Вулканище под кустом батата сорта "Маньчжурский неизвестный" на 87 день с момента посадки.

8 сентября. Вулканище под кустом батата сорта "Маньчжурский неизвестный" на 87 день с момента посадки.

Глубина залегания клубней "Маньчжурского" батата.

Глубина залегания клубней "Маньчжурского" батата.

Выкопали мы его 8-го сентября. Всего за 87 дней после посадки черенков, он дал урожай в 1,5 раза больший, чем максимальный урожай «Победы-100» за 118 дней!

Схема посадки: один ряд, 60 см между кустами.

8 сентября. Урожай одного куста "Маньчжурского" батата на 87 день с момента посадки черенка. Вес: 3,5 кг.

8 сентября. Урожай одного куста "Маньчжурского" батата на 87 день с момента посадки черенка. Вес: 3,5 кг.

Урожай батата сорта "Маньчжурский неизвестный" с одного куста. Вес: 3,5 кг.

Урожай батата сорта "Маньчжурский неизвестный" с одного куста. Вес: 3,5 кг.

Клубни этого сорта имеют тёмно-малиновую шероховатую кожуру и кремовую с желтизной мякоть (в печёном виде: ярко жёлтую). По форме в основном ровные, длинные, растут пучком вертикально. Расположение клубней – компактное, рядом с основанием куста, что упрощает выкапывание.

По вкусу: сочный, чуть сладковатый, но менее сладкий, чем «Победа-100» или «Женьшень красный».

Цвет мякоти батата "Маньчжурский неизвестный".

Цвет мякоти батата "Маньчжурский неизвестный".

Запечённый "Маньчжурский" батат.

Запечённый "Маньчжурский" батат.

По строению куста: кустистый, раскидистый, клубни начинаются на глубине около 10 см. Самый урожайный и скороспелый на данный момент.

Победа-100

Характерное строение подземной части батата "Победа-100".

Характерное строение подземной части батата "Победа-100".

«Победа-100» в этом году нас порадовала, возможно благодаря прошлогоднему отбору посадочного материала: практически все клубни имеют округлую каплевидную форму, лишь изредка встречаются удлинённые. Клубни растут компактным пучком, близко к поверхности (чуть ли не торчат), что позволяет очень легко их выкапывать. Самый простой в уборке сорт!

Кожура ярко– или бледно– розовая, мякоть оранжеватая с ярко-розовыми вкраплениями. Возможно, это эффект немного иного ухода, возможно соматическая мутация (т.е. результат приспособления сорта к нашим условиям, чем батат очень славится) – но мякоти с такими явными розовыми вкраплениями у нас в прошлом году не было.

9 августа 2010. Корень батата в разрезе :)

9 августа 2010. Корень батата в разрезе :)

В 2011-ом, мякоть батата "Победа-100" обогатилась розовыми вкраплениями.

В 2011-ом, мякоть батата "Победа-100" обогатилась розовыми вкраплениями.

Фотографии сделаны в разном свете (в закатном солнце и под лампой дневного света), но отличия в структуре мякоти всё равно очень заметны.

К тому же, «Победа-100» стала даже будто слаще на вкус.

По строению куста: формирует несколько основных длинных лоз (1-2 метра), клубни залегают у поверхности.

Женьшень красный

Разочарование года. На этот сорт у нас была большая надежда и большие ожидания, которые не оправдались. Быстрорастущий, кустистый, при выкапывании оказался очень разнородным и непредсказуемым.

Очень развитая корневая система "Женьшеня красного" заполнила собой весь "пахотный" слой гряды.

Очень развитая корневая система "Женьшеня красного" заполнила собой весь "пахотный" слой гряды.

Развивая очень мощную корневую систему, он как будто забыл, что необходимо наращивать ещё и клубни, а если и не забыл, то предлагает огороднику поиграть в игру «найди и откопай урожай в сторонке». Но ещё больше «Женьшень красный» запутал нас тем, что такая картина наблюдалась не везде…

Интересно, что достаточно приемлемый урожай дали грядки июньской посадки, и экспериментальная гряда майской посадки с плёночной мульчей.

Отсюда возникает наше предположение: «Женьшень красный» в первый месяц занят наращиванием и закладыванием корневой системы, и если ему придётся растить её в недостаточном тепле (когда питательные вещества плохо доступны), начинает тянуть «провода» вглубь вслепую в поисках необходимого, чтобы компенсировать свой быстрый рост, а уже потом пытается нарастить корнеплоды где попало.

В июне же, или под плёночной мульчей, почва хорошо прогревается, и Женьшень предпочитает кормиться на грядке у поверхности, не развивая глубокую корневую систему, и поэтому клубни формирует как и положено – на грядке.

Эту версию мы ещё проверим в следующем году.

Различная форма клубней батата "Женьшень красный".

Различная форма клубней батата "Женьшень красный".

С формой клубней тоже разброс. Были кусты с очень ребристыми, кривоватыми клубнями, а были с ровными и даже каплевидными… Возможно тут ситуацию можно исправить отбором посадочного материала, и в следующем году, как и с «Победой-100» получить лучший результат по товарности.

В остальном, сорт очень вкусный, очень плотный и сытный, и так не хочется опускать руки.

По строению куста: кустистый, клубни от ровных и округлых до искривлённых и сильно ребристых, цвет кожуры беловато-розоватый, мякоть кремовая. Глубина залегания клубней: от поверхностной до глубокой. Формирует либо один большой клубень, либо множество средних.

В общем, «Женьшень красный» переходит в статус «Под изучением», и поэтому не получит такую большую площадь посадки в следующем году, пока не выяснится причина его капризности. И если вы хотите сажать батат, мы не советуем начинать с этого сорта.

Питательная ценность сортов

Сравнение внешних признаков клубней батата трёх сортов: "Победа-100", "Женьшень красный", "Маньчжурский неизвестный".

Сравнение внешних признаков клубней батата трёх сортов: "Победа-100", "Женьшень красный", "Маньчжурский неизвестный".

В этом году мы решили сравнить сорта как-то ещё, кроме урожайности. В конце-концов, у кабачков урожайность просто гигантская, но картошку они заменить не могут, т.к. большей частью состоят из воды. Сорта батата тоже могут отличаться друг от друга.

К сожалению, в домашних условиях мы не можем измерить содержание жиров, белков, углеводов или калорий. Но вполне можем оценить содержание сухого вещества. Т.е. оценить, сколько в овоще воды, а сколько реальных питательных веществ.

Для этого достаточно натереть на тёрке «типовые», зрелые клубни, взвесить «стружку», а затем высушить её и сравнить новый вес с исходным. Для высушивания можно использовать специальные дегидраторы, но вполне годится и обычная микроволновка, где стружка «ужаривается» в течении 5-8 минут. Для лучшего эффекта, мы ежеминутно открывали микроволновку и продували вентилятором камеру, избавляясь от пара. За 5 минут такой обработки, тонкая стружка высыхает до состояние «спагетти», полностью обезвоживаясь и твердея как камень. Полученную «солому» мы и взвешивали вновь.

Вот результаты по содержанию сухой материи в наших сортах батата. Для сравнения, опыт провели и с выкопанной ранее картошкой сорта «Велина».

Сорт Сухой материи
батат «Женьшень красный» 23%
 
батат «Победа-100» 22%
 
батат «Маньчжурский неизвестный» 16%
 
картофель «Велина» 20%
 

Весьма неплохо. Сорта батата «Победа-100» и «Женьшень красный» обогнали картошку по «нажористости». И это при том, что «Велина» – весьма вкусный и плотный сорт картофеля, который нам очень нравится. Да и выращен этот картофель был по методу Миттлайдера, с нормальными подкормками и поливом, так что сомневаться в его питательности не приходится.

А вот «Маньчжурский неизвестный» – явно более сочный сорт, у него сухой материи примерно на 25% меньше, чем у остальных сортов. С другой стороны, он тоже вкусный, а высочайшая урожайность и скороспелость всё с лихвой компенсируют.

Чем и как копать

Клубни батата по размеру намного больше, чем даже крупная картошка. И выкапывать их как картошку не всегда получается.

Выкапывая батат слишком коротким инструментом, можно сильно его повредить.

Выкапывая батат слишком коротким инструментом, можно сильно его повредить.

Основная проблема – продолговатая форма клубней – даже если клубень начинается прямо у поверхности, тянуться он может на 15-25 сантиметров вглубь.

Большинство лопат и вил имеют длину рабочей части всего около 20 сантиметров. Теперь представьте, что вы углубляете такой инструмент чуть в стороне от растения, поворачиваете его, и… острая кромка оказывается примерно посередине клубня, безжалостно продирая в нём глубокую рваную рану! Обычно такой клубень потом долго не хранится.

Переводя статью Кена Аллана Выращивание батата – даже на севере, мы узнали о таком интересном инструменте, как broadfork. Это очень широкие вилы с двумя ручками, которые позволяют поднимать сразу очень большой пласт почвы, и хорошо подходят для выкапывания многих культур – моркови, свеклы, картофеля и в том числе батата. Надо только расположить зубья почаще, сделать их подлиннее и покрепче. Мы попробуем соорудить такие в следующем году.

Опыт 1. Сравнение урожайности и хладостойкости сортов Победа-100 и Женьшень красный

На двух грядах, (с одинаковыми условиями и сроками) высаживаются оба сорта. Без мульчи.

Подробное описание опыта можно прочесть здесь.

30 августа. Гряды с "Победой-100" (справа) и "Женьшенем красным" (слева) без мульчи.

30 августа. Гряды с "Победой-100" (справа) и "Женьшенем красным" (слева) без мульчи.

30 августа (на 117 день с момента посадки) мы выкопали батат «Победа-100» и «Женьшень красный» на грядах без плёночной мульчи.

Схема посадки обеих гряд: 17 кустов на гряду, в два ряда, в шахматном порядке, с расстоянием 52 см в ряду.

Сорт Урожай (кг)
Победа-100 16,29
Женьшень красный 6,36

Видно, что «Женьшень красный» с треском провалился в данном эксперименте.

Опыт 2. Влияние плёночной мульчи на урожай

Те же два сорта, с той же схемой посадки что и в Опыте 1, но с плёночной мульчей.

Подробное описание опыта можно прочесть здесь.

30 августа. Гряды с плёночной мульчей батата "Победа-100" (справа) и "Женьшень красный" (слева).

30 августа. Гряды с плёночной мульчей батата "Победа-100" (справа) и "Женьшень красный" (слева).

30 августа. Выкопанный один куст батата "Победа-100".

30 августа. Выкопанный один куст батата "Победа-100".

Вес урожая одного куста батата "Победа-100".

Вес урожая одного куста батата "Победа-100".

30 августа (на 118 день с момента посадки) мы выкопали батат «Победа-100» и «Женьшень красный» на грядах c плёночной мульчей.

Сорт Урожай (кг)
Победа-100 17,95
Женьшень красный 11,85

И здесь «Женьшень красный» проиграл «Победе-100», но показал вдвое лучший результат, чем без плёнки.
А вот «Победа-100» показал почти такую же урожайность (отличия незначительные), так что можно не заморачиваться с плёночной мульчей для этого сорта.

Опыт 3. Сравнение вертикального выращивания и выращивания в расстил.

Один и тот же сорт сажается в однорядной посадке на двух грядах. На одной из гряд лозы будут выращиваться вертикально, как огурцы :)

Подробное описание опыта можно прочесть здесь.

30 августа. Гряда батата "Победа-100" однорядная посадка в расстил.

30 августа. Гряда батата "Победа-100" однорядная посадка в расстил.

30 августа. Гряда батата "Победа-100" однорядная посадка, вертикальное выращивание.

30 августа. Гряда батата "Победа-100" однорядная посадка, вертикальное выращивание.

30 августа (на 116 день с момента посадки) мы выкопали обе гряды батата «Победа-100».

Схема посадки была: 17 кустов, в однорядной посадке, с расстоянием 26 сантиметров между кустами. Обратите внимание, число кустов то же самое, но расстояние вдвое меньше. Мы как бы совместили два ряда из Опыта 1.

Способ посадки Урожай (кг)
В расстил 17,36
Вертикальное выращивание 15

В принципе, обе гряды показали почти одинаковые результаты.

Занятно, что гряда с однорядной, даже тесной посадкой (клубни при выкапывании шли «один-к-одному») дала точно такой же урожай, как и гряда «Победы-100» с двухрядной посадкой под плёночной мульчей в Опыте 2. Сразу напрашивается вопрос: «А если бы мы посадили два ряда?». «Победа-100» выращивает не так уж много листвы, зато тянет длинные плети. Такая плотная посадка, совмещённая с широкими митлайдеровскими проходами, позволяет очень эффективно использовать доступное пространство для фотосинтеза. В следующем году обязательно попробуем уплотнить посадку «Победы-100». Возможно, мы недополучили урожай :)

А вот вертикальное выращивание ничего не дало. Ну и здорово, проблем меньше :)

Опыт 4. Влияние расстояния между растениями на урожай.

По две гряды каждого сорта, с увеличенными расстояниями между растениями. Возможно, бОльшие расстояния дадут растениям больше света и пространства для роста, что скажется на урожае.

Подробное описание опыта можно прочесть здесь.

30 августа. Гряды батата "Победа-100" (справа) и "Женьшень красный" (слева) с расстоянием 65 см между кустами в ряду.

30 августа. Гряды батата "Победа-100" (справа) и "Женьшень красный" (слева) с расстоянием 65 см между кустами в ряду.

30 августа. Гряды батата "Победа-100" (справа) и "Женьшень красный" (слева) с расстоянием 60 см между кустами.

30 августа. Гряды батата "Победа-100" (справа) и "Женьшень красный" (слева) с расстоянием 60 см между кустами.

1 сентября (на 115 день с момента посадки) мы выкопали две гряды батата «Победа-100» и одну «Женьшеня красного». А последнюю гряду «Женьшеня красного» – 14 сентября.
Схема посадки

  • первой пары гряд: 15 кустов в два ряда, в шахматном порядке, 64 см в ряду
  • второй пары гряд: 15 кустов в два ряда, в шахматном порядке, 60 см в ряду
Сорт Расстояние Урожай Дней с посадки
Победа-100 64 11,73 115
60 13,03
Женьшень красный 64 3,5 115
60 4,25 128

Очевидно, что увеличение расстояния не увеличило урожай. Что согласуется с Опытом 3, и лишний раз подтверждает, что посадку надо уплотнять.

Ну и, как обычно, «Женьшень красный» снова подвёл. Представьте, как мы зверели, выкапывая гряды с ним! :) Если вы заметили, мы одну из гряд с ним выкопали аж через две недели после остальных – настолько велико было нежелание с ним связываться! :)

Опыт 5. Посадка с минимумом усилий.

После даты последнего заморозка (начало июня), сажается один сорт на двух грядах с разной плотностью, без особых приготовлений – мульчи, укрытий и прочего.

Подробное описание опыта можно прочесть здесь.

30 августа. Июньская посадка батата "Победа-100" с минимумом усилий. Слева: гряда с расстоянием 65 см между кустами, справа: с расстоянием 60 см между кустами.

30 августа. Июньская посадка батата "Победа-100" с минимумом усилий. Слева: гряда с расстоянием 65 см между кустами, справа: с расстоянием 60 см между кустами.

31 августа (на 89 день с момента посадки) мы выкопали две гряды батата «Победа-100» с расстояниями 52 и 64 см между растениями в ряду (в остальном – та же двухрядная шахматная посадка).

Кустов Расстояние Урожай (кг)
17 52 7,35
15 64 6,46

Ещё одно подтверждение того, что расстояния слишком большие. А ещё, урожайность более чем в 2 раза ниже, чем у гряд, посаженных в мае. Разница в сроках посадки между ними всего в месяц, причём этот месяц – холодный май, а какие различия в результате.

Мораль: «Победе-100» нужно время, не менее 110 дней вегетации на участке, если вы хотите собрать что-то, что можно назвать «урожаем».

А теперь сравните это с «Маньчжурским неизвестным», который, совершенно случайно, рос столько же дней (87). У «Победы-100» за это время средний вес – 430 грамм с куста, у «Маньчжурского неизвестного» – 2,5 килограмма. Разница огромная! Всё же «Победу-100» нельзя назвать отличным сортом для северного выращивания, хотя можно обеспечить ей нормальные условия и на севере, и получить приемлемый урожай.

Опыт 6. Для самых ленивых.

Никаких узких гряд, никаких смесей Митлайдера, никаких регулярных поливов. Удобрения – известь и обычные «Кемира универсал-2» с «Кемирой картофельной». Стресс-тест культуры, так сказать.

Подробное описание опыта можно прочесть здесь.

4 сентября. "Ленивая" посадка батата "Победа-100" на "Кемире Картофель".

4 сентября. "Ленивая" посадка батата "Победа-100" на "Кемире Картофель".

4 сентября. "Ленивая" посадка батата "Победа-100" на "Кемире Универсал", сульфате калия и суперфосфате.

4 сентября. "Ленивая" посадка батата "Победа-100" на "Кемире Универсал", сульфате калия и суперфосфате.

4 сентября. "Ленивая" посадка батата "Победа-100" на "Кемире Универсал".

4 сентября. "Ленивая" посадка батата "Победа-100" на "Кемире Универсал".

Выкопали мы эти гряды 4 сентября (90 дней с момента посадки). Сажали сорт «Победа-100».

Схема посадки: в небольшой гребень, 3 гряды по 10 кустов в каждой, с расстоянием 50 см между кустами.

Удобрения гряды Урожай (кг)
Кемира картофельная 3
Кемира универсал + сульфат калия + суперфосфат 2,85
Кемира универсал 3,34

Какой тут можно сделать вывод? А такой, что никакие удобрения не играют такой роли, как доступность воды и достаточный срок вегетации. На фото видно, что кусты на этих грядах практически не развиты. Поэтому и различия в удобрениях не дали заметного эффекта.

Б-гряды. Поздние посадки «на еду».

О предыстории Б-гряд батата можно прочесть здесь.

12 сентября. Пучок большого количества средних клубней "Женьшеня красного" на поверхности гряды.

12 сентября. Пучок большого количества средних клубней "Женьшеня красного" на поверхности гряды.

12 сентября. Урожай одного из кустов "Женьшеня красного" (1,2 кг) на 110 день с момента посадки. Особенность: множество ~одинаковых корнеплодов.

12 сентября. Урожай одного из кустов "Женьшеня красного" (1,2 кг) на 110 день с момента посадки. Особенность: множество ~одинаковых корнеплодов.

12 сентября. Неспешная уборка урожая на поздних Б-грядах.

12 сентября. Неспешная уборка урожая на поздних Б-грядах.

Эти гряды сажались по остаточному принципу, в конце мая-начале июня, и так же выкапывались. На большие урожаи мы там не рассчитывали, а получив «удар под дых» от «Женьшеня красного» вообще уже ни на что не надеялись, т.к. его там было не меньше половины.

Но, как оказалось, «Женьшень красный» там удался лучше, чем на майских экспериментальных грядах. Вернее, он показал урожайность как на экспериментальной гряде с плёночной мульчей из Опыта 2, хотя посадка делалась 25 мая (на 20 дней позже). Строгую статистику мы по этим грядам не вели, только суммарный урожай.

Б-гряда с высаженными «рассадными» клубнями.

Предысторию гряды, на которую мы высадили наши «материнские» растения из рассадника, можно прочесть здесь.

Главный вывод: Не сажайте… Не сажайте батат клубнями! В лучшем случае – вы получите маленький урожай, так как множество ростков клубня будут конкурировать друг с другом. А в худшем… Вы получите вот ЭТО:

"Урожай" куста батата "Победа-100", высаженного клубнем на грядку...

"Урожай" куста батата "Победа-100", высаженного клубнем на грядку…

"Урожай" другого куста батата "Победа-100", высаженного клубнем на гряду...

"Урожай" другого куста батата "Победа-100", высаженного клубнем на гряду…

Клубень батата – это не клубень-почка как у картофеля, а корневище, которое совсем не обязано отмирать после посадки и может решить продолжить свой рост, превращаясь в замысловатую потрескавшуюся штуковину.

Загадочная проблема роста

Первые признаки нездоровья батата в середине вегетации: Увядание старых листьев во время жары...

Первые признаки нездоровья батата в середине вегетации: Увядание старых листьев во время жары…

Ещё летом, мы описывали странную проблему роста, проявляющуюся примерно на середине цикла вегетации. Выглядит она как полегание листьев и появление на них буро-рыжих пятен, хотя и питание, и полив – нормальные.

У нас, наконец, появились более чёткие сведения о возможных причинах явления. Весьма вероятно, что это – алюминиевая токсичность. Оказывается, это частая проблема при выращивании батата. Он очень чувствителен к алюминию, и малейшее закисление почвы, когда подвижность алюминия резко возрастает, может привести к повреждению корней и таким последствиям. Собственно, сам батат может расти в очень кислой среде, но в естественной почве токсичность алюминия «добивает» его гораздо раньше кислотности. Почему проблема проявляется в середине лета? Потому что к этому моменту, активно растущий батат «съедает» много доступного кальция, тем самым увеличивая кислотность. Это явление сильно бьёт по урожайности, снижая её на 40 и более процентов. Бороться можно хорошим известкованием почвы перед посадкой.

В принципе, по методу Митлайдера, на погонный метр узкой гряды вносится 200 грамм смеси №1, богатой кальцием. Но мы (по совету Угаровой для песчаных почв) вносим лишь 100 грамм. Вполне возможно, мы неправильно определили тип нашей почвы, и нам надо вносить полную рекомендованную дозу.

Это ещё один резерв урожайности.

Общая статистика

С площади 2,18 сотки мы собрали 282 кг. батата всех сортов. Увы, почти половину этой площади занимал «Женьшень красный», который угробил всю статистику. Если бы всю площадь засадили в мае «Победой-100» по схеме Опыта 3, мы бы собрали 560 кг батата. А уж если бы Маньчжурским (закатывая глаза)… впрочем, в следующем году выясним на практике. :)

Ещё статистику сильно попортили подсолнухи, растущие в торцах экспериментальных гряд и некоторых Б-гряд. Они развили настолько мощную корневую систему, что буквально задавили батат чуть ли не до середины каждой 4,5-метровой гряды. В результате, даже на самых урожайных экспериментальных грядах, кусты батата приносили всё меньше клубней, по мере приближения к подсолнуху, а росшие от подсолнуха на расстоянии метра часто не приносили вообще ничего.

Максимальный урожай с куста:

Сорт Срок вегетации Вес (кг)
Маньчжурский неизвестный 87 3,5
Победа-100 118 2,26
Женьшень красный 118 1,85

Средняя (арифметическая) урожайность с куста:

Сорт Дата посадки Срок вегетации Средний вес (кг)
Маньчжурский неизвестный 13 июня 87 дней 2,5
Победа-100 5-9 мая 115-118 дней 0,93
22 мая 103 дня 0,5
Женьшень красный 5-9 мая 115-118 дней 0,3
25 мая 110 дней 0,75

Из последней таблицы хорошо видна капризность «Женьшеня красного» – видимо, ему важно не только как долго он рос, но и в каких условиях он начал свой рост. Похоже, его лучше сажать только когда уже установилась тёплая погода. «Победа-100» с «Маньчжурским неизвестным» – куда неприхотливее.

Лечение батата в квартирных условиях

"Лечебная комната" для батата с поддержанием постоянной влажности и температуры.

"Лечебная комната" для батата с поддержанием постоянной влажности и температуры.

О том, что такое лечение, и насколько оно полезно, мы уже писали здесь и тут. Почитайте, это интересно. И касается даже тех, кто выращивает обычный картофель.

В этом году, т.к. урожай большой, нам важно сохранить его получше. Поэтому мы решили сделать по-уму, и провести лечение с соблюдением технологии. Да и просто интересно было, что же получится :)

Наш рассадник (тот самый, в котором батат рос весной) мы обернули плёнкой, создав закрытый бокс, и установили внутри бытовой увлажнитель и обычный фен.

Собственноручно собранный автоматический регулировщик влажности и температуры.

Собственноручно собранный автоматический регулировщик влажности и температуры.

Фен с увлажнителем мы подключили к самодельному автоматическому регулятору температуры и влажности, собранному на микроконтроллере ATMega16, оптодрайверах, паре симисторов и датчике температуры и влажности SHT-10. Он, когда надо, включал/выключал фен и увлажнитель, поддерживая в боксе среднюю температуру 29,5°C и относительную влажность 92,5%.

Правда, мы немного схалтурили :) Клубни надо лечить 5-7 дней, а мы некоторые продержали аж 2 недели. В таких «шикарных» условиях эти «сидельцы» не только затянули раны, но и начали прорастать. :) Ну ничего, сейчас их рост остановится, мы знаем по опыту прошлого года. Сухие клубни не растят черенки длиннее 10-15 сантиметров, да и не тратят на это особых сил.

Теперь посмотрим, как всё это богатство будет храниться.

Суммируем выводы

Всё указывает на то, что предела по урожайности мы не достигли, и нам ещё есть куда совершенствоваться. В наших условиях можно получить урожай ещё минимум на 50-70% больший, чем с лучших кустов в этом году, если исправим откровенные просчёты (вроде подсолнухов, редкой посадки) и учтём результаты наблюдений.

Основные замечания на будущее:

  1. Сорт имеет огромное значение. «Маньчжурский» далеко переплюнул и «Победу-100» и «Женьшень красный» за короткий срок вегетации. Есть основания надеяться, что новые импортные сорта дадут ещё лучший результат.
  2. «Женьшень красный» – капризный сорт, вероятно хорошо удающийся только в тёплом климате. Он не годится для северян, не желающих использовать специальные приспособления для его «ублажения».
  3. Чем раньше посадите – тем лучше. «Победа-100» нуждается не менее чем в 110 днях вегетации. Хотя пример «Женьшеня красного» показывает, что некоторые сорта любят сразу расти в «тепличных условиях». Такие сорта лучше не сажать, раз есть альтернатива.
  4. Плёночная мульча при посадке «Победы-100» не даёт настолько значимого эффекта, чтобы с нею заморачиваться. Хотя другие сорта могут удаваться под плёнкой лучше.
  5. Возможно, нам стоит усилить известкование почвы, чтобы предотвратить токсичность алюминия. Сейчас мы вносим 100 гр известняковой муки на погонный метр узких гряд, что, возможно, недостаточно.
  6. Вода важна. Без полива никакие удобрения не помогут батату нормально развиться.
  7. Хорошие черенки имеют огромное значение. Идеальный черенок имеет длину 25-35 сантиметров, являясь молодым побегом от клубня с развитой верхушечной почкой, а не серединой старой лозы. Такие черенки имеют максимальную энергию роста и дают максимальный урожай. Поэтому, в следующем году мы будем стараться выращивать и сажать только такие.
  8. Черенки в момент высадки не должны иметь больших корней. Если высадить черенок с уже развитым корневым комом, он даст достаточно крупные, но ужасные по форме, кривые клубни. Лучше сажайте без корней вообще, или лишь с их зачатками – дайте растению с самого начала приживаться в новом грунте. Тогда и качество клубней будет намного выше. В этом году у нас 90% процентов клубней – ровные, товарные. Они не изгибаются на угол больше 10°, и имеют каноническую веретеновидную форму.
  9. Предварительный прогрев почвы при ранних посадках тоже важен. Он ускорит созревание почвы и поможет теплолюбивому батату комфортно почувствовать себя с первых дней. Это также сильно влияет на форму будущих клубней.
  10. Расстояние в 52 см в ряду на узких грядах метода Митлайдера (~ 0,35 кв.м. на растение) не нужно увеличивать. Скорее, даже стоит уменьшить. Проверим это в следующем году.
  11. Сорт «Победа-100» можно сажать с маленькими (25 см.) расстояниями между кустами, если проходы достаточно широкие. А вот для кустовых сортов («Женьшень красный», «Маньчжурский неизвестный») шахматный порядок предпочтительнее.
  12. Надо соорудить себе broadfork, чтобы выкапывать батат быстро и без повреждений.
  13. Больше никаких подсолнухов в торцах гряд. Урожай они портят очень сильно.

Итоги и планы на следующий год

В следующем году мы постараемся учесть все выводы, сделанные в этом. Возможно нам даже удастся значительно поднять урожайность – тут ещё масса неиспользованных возможностей.

Растущие потихоньку материнские растеньица импортных сортов батата: Georgia Jet, Bauregard, O'Henry и Tainung 65.

Растущие потихоньку материнские растеньица импортных сортов батата: Georgia Jet, Bauregard, O'Henry и Tainung 65.

Ещё одна архиважная задача – освоение импортных скороспелых сортов, появившихся у нас только в августе, и растущих пока дома. Мы возлагаем на них большие надежды, особенно на сорт «Georgia Jet». Эти сорта специально выводились как скороспелые, товарные, вкусные, с высоким содержанием питательных веществ и бета-каротина. Так что на следующий год посадки батата у нас будут вновь преобладать. Но выделить место под стандартные культуры мы тоже планируем – хотя бы под томаты с огурцами.

Мы очень довольны прошедшим годом! Пусть не всё получилось как хотели, но даже неудачные опыты – это тоже ценная информация. Надеемся, наши эксперименты и выводы окажутся полезны другим «бататоводам», помогут им сэкономить время и силы, и сделают их такими же довольными своими урожаями :)

До встречи!

Добавить в закладки
Другие статьи на темы сбор урожая, эксперименты, батат.

Комментарии (46)

www.google.com/accounts/o8/id, 23 Сен 2011 в 11:15 #

Очень интересно. Может быть тоже стоит попробовать посадить такую культуру, если она даже лучше картошки в чемто. Правда дача далеко, а родители весьма консервативны и удобрения кроме коровьева навоза (который не всегда доступен) не применяют.

Ответить
Полина Маврешко, 24 Сен 2011 в 15:43 # 

Попробуйте, конечно. :)

Ответить
Сергей (Уфа), 24 Сен 2011 в 11:09 #

Добрый день.
Хочу поговорить о Ваших планах по продаже батата на посадку.
Вы не против если я напишу на Ваш почтовый адрес?
Всего хорошего.

Ответить
Полина Маврешко, 24 Сен 2011 в 13:31 # 

Здравствуйте, Сергей! Да, конечно, пишите. На lovkam@gmail.com, или по адресу письма оповещения.

Ответить
Андрей (Нижний Новгород), 26 Сен 2011 в 21:50 #

Доброго времени суток! Я тоже собрал урожай батата сортов "Победа-100" и "Женьшень кр.", получилось меньше чем у Вас, но я не применяю метод Митлайдера. Хотелось бы приобрести у Вас клубень "Маньчжурского", купить или обменять. У меня есть чуфа, стахис,несколько сортов арбузов и дынь, которые растут и поспевают в открытом грунте в Нижегородской области.

Ответить
Зовут меня Галина Яковлевна (город проживания Орел), 9 Фев 2014 в 13:33 # 

Добрый день Андрей. Читала ваш комментарий на батат. Вы там написали, что у вас есть чуфа. Не могли бы Вы выслать мне некоторое количество?
У себя на даче я выращиваю арбузы и дыни. Хочу посадить в этом году батат.
И давно мечтаю о чуфе.

Ответить
Андрей (Саратов), 12 Окт 2011 в 23:57 #

Здравствуйте!
Изучив информацию по методу Миттлайдера на вашем сайте, впервые применили его в огородном хозяйстве. Выращивали салат, кольраби, морковь, редис, помидоры и батат.

О батате. Два клубня сорта "Победа" дали к 15 мая около 80 ростков. 60 ранних ростков после срезания подрастали в горшочках для рассады, были высажены с развитой корневой системой и впоследствии дали кривые клубни. 20 ростков высадили в грунт сразу после срезания - получились клубни правильной формы и в среднем большей массы.

Первые несколько дней после посадки в грунт ростки были зелеными, затем листья покрылись желтыми пятнами и рост практически прекратился. Так продолжалось более 4 недель, несмотря на полив и подкормки. Затем листья позеленели, плети стали разрастаться и за месяц закрыли все пространство между грядками (4 грядки по 6 м, расстояние между грядками 90 см).

Урожай выкопали 25 сентября, всего примерно 60 кг. Две трети составили клубни неплохого качества, массой от 200 до 1000 г. Много длинных тонких клубней, не успевших набрать толщину. Клубни вымыли, провели лечение, как смогли и сложили на хранение. Вопреки предупреждениям о безвкусности свежевыкопанных бататов, пробная жарка показала насыщенный сладкий вкус.

Ответить
Полина Маврешко, 23 Окт 2011 в 16:03 # 

Здравствуйте, Андрей! Извините, что так поздно.
А когда Вы посадили батат? (сколько дней вегетации) И какой получился урожай с куста?

Ответить
Андрей (Саратов), 23 Окт 2011 в 18:44 # 

Срок вегетации - с 15 мая по 25 сентября.
С куста получилось примерно 750 граммов.
Можно ли купить у Вас пару клубней вашего высокоурожайного сорта?

Ответить
Полина Маврешко, 23 Окт 2011 в 20:02 # 

Да, странно, что не успела у Вас "Победа-100" побольше веса набрать, ведь вроде в Саратове самое то по климату.

"Маньчжурского" у нас остался стратегический минимум. Его и так мало было, ещё и раскупили... Да и сейчас по погодным условиям уже опасно слать по почте. Лучше Вы весной напишите (в апреле), может у нас черенков на посадку много будет.

Ответить
Пётр (РФ, г. Саратов), 11 Фев 2012 в 12:32 # 

Здравствуйте, Андрей! Мы тоже из Саратова, тоже заинтересованны в выращивании батата. Как с вами связаться? Можно ли у Вас купить посадочный материал?
Заранее спасибо.

Ответить
Андрей (Саратов), 12 Фев 2012 в 10:40 # 

Пожалуйста, пишите на ab2009sar@list.ru

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 28 Окт 2011 в 16:40 #

Вчера от Кочеткова получил Победу 100 и Женьшень красный, на котором уже появились ростки, а ведь еще очень рано. Бегло просмотрел материалы Ваших исследований, такой интересной и качественной работы я еще в инете не встречал. От метода Миттлайдера я давно отошел и использую на своем участке природное органическое земледелие, да урожаи снизились, но выращенное приносит больше пользы. Из южных выращиваю виноград, а теперь вот буду батат, о котором давно мечтал. Спасибо за перевод работы канадского бататовода, очень полезная инфа. Для себя пока принял решение выращивать батат на наклонных к югу грядах, наклон около 30 градусов (90 - широта) для максимального прогрева земли. Черенки сажать с уклоном также на север, корни на юг. Листву же направить в северную часть гряды, чтобы не заслоняла солнца. Обязательно мульчировать пленкой, как делает канадец. Вот такая стратегия, осталось вырастить черенки и искать место для гряд. Жаль, что я обнаружил Ваш блог только вчера. Выше в комменте Андрей из Нижнего обратился к Вам с просьбой о Маньчжурском, я к нему присоединяюсь и хочу познакомиться с ним, может вдвоем нам будет легче выращивать сей страсть полезный продукт.

Ответить
Полина Маврешко, 28 Окт 2011 в 21:55 # 

Здравствуйте, Александр! :-) Спасибо за добрые слова!

...на котором уже появились ростки, а ведь еще очень рано.

Ничего страшного. Батат - он всегда живой и растёт, и только при критической температуре (около 13-15 градусов) сильно затормаживает свой рост. Как правило, при комнатной температуре, в сухом и тёмном помещении, он останавливает рост черенков на длине 15-20 см и переживает в таком виде спокойно зиму.

От метода Миттлайдера я давно отошел и использую на своем участке природное органическое земледелие, да урожаи снизились, но выращенное приносит больше пользы.

:-D Не хочу устраивать "священные войны", и переубеждать. Но.. Я бы не стала так смело бросаться фразой: "но выращенное приносит больше пользы"... Во-первых, с чего это? Во-вторых, то же самое мы можем сказать и о наших овощах, выращенных по методу Митлайдера. Вкуснее и ароматнее овощей мы не ели. Кстати, если не читали, почитайте нашу статью "О качестве овощей по методу Митлайдера (для сомневающихся)"

...принял решение выращивать батат на наклонных к югу грядах, наклон около 30 градусов (90 - широта)...

Проблемой может стать неравномерный полив. А именно: при таком наклоне вся влага будет стекать вниз, и верхние растения будут страдать.

Попробуйте. Советуем провести эксперимент: при одинаковых условиях выращивания (освещение, тип почвы, кормление) посадить две гряды - с уклоном и без.

Выше в комменте Андрей из Нижнего обратился к Вам с просьбой о Маньчжурском, я к нему присоединяюсь и хочу познакомиться с ним

Напишите ему, я думаю он будет рад общению. К сожалению, батат слать уже поздно - холодно, можно подморозить. Да, и "Маньчжурского" у нас остался уже стратегический минимум. Свяжитесь с Андреем, возможно он сможет предложить Вам что-нибудь из посадочного материала "Маньчжурского" - даже из одного черенка можно вырастить огромное "материнское растение" к весне.

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 28 Окт 2011 в 22:26 # 

Здравствуйте Полина, спасибо за столь оперативный ответ и инструкции. Какие могут быть войны, любая система имеет право на жизнь, просто нет системы Миттлайдера в природе, а я с возрастом клонюсь к ней все ближе. Технически с грядами все решить легко, я так выращивал огурцы несколько лет, поэкспериментируем , посмотрим. На каждой гряде я планирую только один ряд посадок. Вкуснее и ароматнее это не значит полезнее. Но лучше питаться с собственного огорода чем из магазина.
http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=12090. Любой организм на земле должен употреблять то, что он получал на протяжении всей своей эволюции иначе это приведет к болезням.
Я с инетом еще не совсем дружен, поэтому не знаю как мне связаться с Андреем. Под его комментом есть кнопка "ответить", если я обращусь к нему через нее, дойдет ли мое послание ? С уважением и благодарностью. Александр.

Ответить
Полина Маврешко, 28 Окт 2011 в 23:24 # 

Под его комментом есть кнопка "ответить", если я обращусь к нему через нее, дойдет ли мое послание ?

Да, Андрей получит оповещение о Вашем сообщении. Для личной беседы можете дать ему свои контакты.

Ответить
Кирилл Маврешко, 29 Окт 2011 в 01:04 # 

Уважаемый Александр, Вы, конечно, вольны сами решать что читать и чему верить. Но когда по приведённой Вами ссылке я прочёл:

"Люди, у которых генетически раньше была синяя гемоцианиновая кровь, чтобы индуцировать синтез красной крови, должны если не пить красную кровь стаканами, то потреблять красное мясо; краснота которого, определяется наличием в нём похожего на гемоглобин дыхательного пигмента миоглобина"

Мне стало как-то не по себе. Это писал...нет слов... если не полный идиот, то уж точно какой-то шарлатан.

Любой организм на земле должен употреблять то, что он получал на протяжении всей своей эволюции иначе это приведет к болезням.

Рассуждение про эволюцию и питание выглядит здравым, но на деле оно чрезвычайно спорное.

Разные народы демонстрируют разную приспособленность к продуктам. Какие-то исключительно хорошо усваивают лактозу, т.к. многие поколения их рацион основывался на молоке. Другие отлично приспособились к фруктовой диете. Народы севера легко справляются с алкоголем, а вот организм азиатов к нему не устойчив. А мы к чему приспособлены? К помидорам? К картофелю? К батату? К кукурузе? К арбузам? Все эти, и наверное процентов 80 современных культур не выращивались нашими предками ещё 100-150 лет назад! Что же теперь, их не есть?!

"нет системы Миттлайдера в природе"

В природе вообще нет земледелия как такового. Это чисто наша, человеческая технология. Человек начал заниматься земледелием всего 9 тысяч лет назад, буквально "минуту назад" по эволюционным меркам. В "природе" нигде нет ничего даже отдалённо похожего по смыслу и по масштабам на наше сельское хозяйство. Если уж хочется быть "эволюционно правильным" и "наедине с природой" - то вперёд, в леса! Собирательство и охота - вот наши исконные источники пропитания. Грибы, ягоды, коренья, дикий мёд, дичь... а про помидоры и огурчики - забудьте :-)

Вдобавок, в природе растения не растут ни на навозе, ни на компосте. Практически все растения (не считая редких хищных) - автотрофы, и питаются только неорганическими химическими соединениями. Так было с момента появления растений на планете.

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 29 Окт 2011 в 08:51 # 

Доброе утро, Кирилл. Меня тоже шокировало начало этой статьи, но в ее продолжении я начал обнаруживать инфу, созвучную моим мыслям. Недавно я познакомился с инетом и, хотя догадывался, что с ним не все в порядке, но такого не ожидал увидеть - львиная доля информации не проверена, не подтверждена или откровеная ложь. Только недавно я научился каким-то образом ее системаризировать и закрепился в своем мнении , что нужен он нам - интернет, вот и с Вами я познакомился благодаря ему. Это хорошо, что систем земледелия так много и есть люди , которые ими занимаются. Истина не достижима и каждое исследование закладывает какую-то песчинку в фундамент знания. Гораздо хуже, если все выполняется без всякой системы. Кроме всего прочего я являюсь поклонником образа жизни по группе крови, который помог мне и сейчас помогает с хроническим заболеванием ССС, так вот изучив работы Питера Д'Адамо я обнаружил, что многие из моих любимых продуктов мне действительно нельзя употреблять, тяжело было отказаться от них, но результаты поразили меня. Да, человечеству придется возвратиться, правда я этого не увижу, к природе лишь бы не опоздать. ПРедпосылки этому есть, возраждается производство не измененых человеком продуктов (полба, спельта), появляются магазины органических товаров. Вперед в леса - это верный лозунг, я так и делаю, а вот про помидоры пришлось забыть, хотя для семьи я их выращиваю, это удивительно, но некоторым противопоказаны некоторые виды капусты, перец, редиска даже травы. К сожалению могу сказать, что человечество на перепутье, т.е. в поисках ЗОЖ. Вероятно, что Вы еще молодые люди, когда-то и я был похож на Вас, развитие идет своим чередом. Да, сельское хозяйство стало интенсивным, надо всех прокормить, на Земле уже 7 миллиардов, но можно использовать и природные удобрения, сохраняя животный мир почвы. В природе не увидишь голую землю, даже в лесах, где нет условий для роста травы, почва естественым образом замульчирована, эта мульча и идет в пищу растений, после ее природной обработки. В нашей полосе только больная почва не покрыта ничем. Кирилл, да к чему нам спорить, давайте лучше сотрудничать, Вы и Ваши работы интересны, может и я Вам на что-то сгожусь, только вот я не уверен, что наша полемика к месту на страницах Вашего блога, может есть смысл ее перенести или прекратить. Да, эта приведеная мной статья очень тяжела для чтения, похожа на черновик перевода, имеет много неизвестных мне терминов, я вчера так долго с ней разбирался, но считаю, что в ней есть рациональные зерна. Рад знакомству с Вами, благодарен за ответы, с нетерпением буду ждать новых результатов. Я работаю преподавателем, поэтому прошу прощения за проскальзывающий менторский тон, жена постоянно меня за него укоряет. Успехов, до связи, спешу в деревню, в лес.

Ответить
Кирилл Маврешко, 29 Окт 2011 в 11:51 # 

Действительно, спорить не надо. Хочу лишь заметить, для Вашего же здоровья, что не стоит читать Питера Д'Адамо. Питер Д'Адамо американский аналог наших Кашпировского, Малахова и Петрика.

"концепция доктора Д'Адамо является абсолютно субъективной и не имеет научных обоснований. Другими словами это "астрология по группе крови" которая в длинном промежутке может негативно сказаться на состоянии здоровья." (читать полностью)

Советую перевести и прочесть англоязычную статью в Википедии по этой теме - там много ссылок на научные опровержения книг Д'Адамо. Сам же Д'Адамо советует всем критикам "лечиться от скептицизма" - т.е. призывает верить в него на слово.

Наши "непризнанные гении" тоже могут рассуждать о связи квантовой физики с астральной энергией космоса и другими умными словами. И даже "докторами наук" являются! Только вот "доктором" стать легко - для этого у нас есть липовая "Российская Академия Естественных Наук" (не путать с Российской Академией Наук!) - там, за некую сумму, можно стать доктором по снятию порчи, академиком по магии и колдовству, и т.д. Если видите где-то "доктор чего-то" - проверяйте, чего именно, и как получил степень. Д'Адамо, например, "доктор натуропатии". Не ведитесь на таких шарлатанов. Для убедительности, они даже сошлются на какие-то настоящие исследования, но в целом дадут лживую картину в форме "простых ответов на все вопросы". Зато денег заработают, и неплохо. А Вы лишь здоровье угробите.

Не становитесь героем эссе писателя Леонида Каганова "Мысль дурака дискретна" (очень советую его прочесть).

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 30 Окт 2011 в 13:20 # 

Дружище, я уже скоро 10 лет живу по группе крови, меня поддерживает и жена, но часто нарушает режим. В 50 лет я впервые прочитал этот материал и стал следовать этим рекомендациям с того дня. Менее через полгода мы похудели на 17-19 кг, совершенно не ограничивая себя в еде, я так ел даже ночью. Работоспособность , энергия , настроение все повысилось, избавились от болезней. В сексуальной жизни испытали такое, чего даже не было в молодости. Да, многие критикуют Адамо, но почти во всех нормальных диетах его основа. Потом какая астрология, это чисто практическая работа, может для объяснения своих взглядов что-то надумано, но основой книг являются практические наблюдения отца Джеймса, точное название его книги не помню, вроде " Что для одного еда для другого яд". А какое широкое применение работы получили в признанной здоровой стране Японии. Я там правда не был, но коллеги говорили, что и с мыслями у них все нормально и люди они хорошие, не агрессивные. Даже браки заключают по согласованию группы крови. Я считаю, что работы Адамо это целый кирпичик в фундамент здоровья, результатами его работы хорошо попользовались и предприимчивые люди, вспомните российский гемокод, почти все интернетные диеты, типа не употребляйте всего 2 или 3 продукта. А Вы какой здоровый образ жизни ведете. Я то думаю, что пока мы ЗОЖ не знаем окончательно. Может Ваша методика получше чем у Адамо, но его рекомендации я то проверил, вместе с семьей.

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 30 Окт 2011 в 14:31 # 

«Кецу-еки-гата»

Если у нас в России спрашивают: «Какой у вас знак зодиака?» - то в Японии - «Какая у вас группа крови?» По мнению японцев, кровь в большей степени определяет характер и индивидуальные особенности человека, чем астрология и далекие звезды. Проведение анализов и учет группы крови тут называют «кецу-еки-гата» и воспринимают его очень серьезно.

Менеджеры-кадровики используют «кецу-еки-гата» при найме сотрудников на работу, специалисты по маркетингу - для предсказания спроса на предполагаемую продукцию, большинство людей - для выбора друзей и спутников жизни. Аппараты, проводящие экспресс-анализ группы крови «по кровяному пятну», часто встречаются на вокзалах, в универмагах, ресторанах. В Японии, а недавно и в США появились даже организации под названием «Общество АВ0», созданные для того, чтобы помогать отдельным лицам и руководителям предприятий принимать правильные решения, исходя из характеристик крови.
http://to-name.ru/test/krov-blood.htm

Ответить
Кирилл Маврешко, 29 Окт 2011 в 01:29 # 

Забыл добавить ответ на Ваше высказывание

"Вкуснее и ароматнее это не значит полезнее."

Поэтому вам Полина и дала конкретную ссылку на нашу статью "О качестве овощей по методу Митлайдера (для сомневающихся)" - там подробно аргументируется, почему именно выращенные "с умом" растения полезнее, чем выращенные "на авось" с навозом или компостом. Без привязок к субъективным "вкуснее", "слаще" и т.п.

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 29 Окт 2011 в 09:04 # 

Да я все это просмотрел по ссылке, я и раньше это знал, я же говорил что занимался системой Миттлайдера. Недавно прочитал про японских ученых, изучающих сверхпроводимость. Они добились успеха и решили это отпраздновать с выпивкой. В середине разгула кто-то засунул сверхпроводник в саке, в коньяк вино, водку и др. И как настоящие ученые они решили проверить, чей напиток лучше. Оказалось, что вино естественого брожения повысило сверхпроводимость на 60 %, тогда как рафинированные спирты , вроде не более 30, не так все просто в природе, мы, неразумные ее дети мало что про нее знаем. Ну, хоть с Вами и интересно, но надо ехать. К сожалению прощаюсь, Александр.

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 2 Ноя 2011 в 16:42 #

Добрый день, Полина и Кирилл. Продолжаю изучать результаты Вашей работыи экспериментов на земле. Исподволь думаю о батате. Поскольку ему для роста требуется высокая температура почвы, то может ему создавать теплую грядку, как для огурцов. Я навоз не использую, поэтому траншею если буду , то буду заполнять растительностью и отходами, ветками, сорняками, травой с газона, соломой и т.д. Иногда все это поливают для разогрева горячей водой, а затем масса сама разогревается, засыпанная землей. Огурцы , с поверхностной корневой системой, хорошо такое переносят, а вот батат, как он отреагирует. Поскольку Вы давно уже являетесь энтузиастами бататового поля, нет ли у Вас какой-либо информации по этому вопросу?

Ответить
Кирилл Маврешко, 2 Ноя 2011 в 17:28 # 

Добрый день, Александр.

Многие западные источники не рекомендуют сажать батат в почву со слишком большим содержанием органики. Даже читал точные цифры предельного содержания, но уже не помню где. Это приводит к болезням растения и очень плохо сказывается на количестве и качестве урожая. Мне кажется, что "тёплая грядка" - тот самый случай слишком большого содержания - аж греется.

Кроме того, тёплую грядку можно сделать для небольшого количества теплолюбивых культур (тех же огурцов). А если надо несколько соток засадить - не напасёшься ни материалов, ни терпения на такие мероприятия.

Плёночная мульча тут подходит лучше - с ней почва глубоко прогревается до ~30°C уже ранней весной, и её проще применять на больших площадях.

Если Вам интересно, попробуйте вырастить батат на тёплой грядке, а потом напишете о результатах. Получится неплохой эксперимент.

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 3 Ноя 2011 в 14:08 #

Нашел в инете объявление опродаже батата. http://www.avito.ru/items/krasnoyarsk_rasteniya_batat_22598221

Ответить
Полина Маврешко, 3 Ноя 2011 в 14:49 # 

Это человек, у которого мы купили "Маньчжурский неизвестный".

Ответить
Александр (Нижний Новгород), 3 Ноя 2011 в 14:53 # 

Я так и подумал, но он сейчас распространяет сорт только в Красноярске, по России не высылает, да и холодно уже.

Ответить
Татьяна (Оренбург), 27 Фев 2014 в 19:14 # 

Здравствуйте,Полина и Кирилл! Узнала о Вас из ин-та.Могу ли попросить поделиться посадочным материалом батата Манчжурский неизвестный? К сожалению у красноярского бататовода неурожай и он помочь не смог.Буду очень благодарна!Хороших Вам урожаев! .С уважением Татьяна

Ответить
Андрей (Челябинская область, Ашинский р-н), 7 Ноя 2011 в 15:45 #

А у нас с выращиванием батата одни разочарования. Клубни привезли знакомые из Москвы, сорт неизвестен, большие, светлокоричневые, ровной формы. Садили батат в начале июня черенками сразу после срезания. Выкопали урожай в серидине октября (погода стояла теплая). Плоды получились мелкими (в 3 раза меньше) с небольшую морковку.

Метод Метлайдера применяем впервые. Значительного прироста урожая не заметили (бывало и больше), из отличий - более насыщенный вкус овощей. Кроме того, на огороде стала процветать обыкновенная парша, все корнеплоды поражены ей (вероятно по причине защелачивания почвы предпосевной смесью). Да и овощи наши пришлись по вкусу не только нам, но и насекомым-вредителям, все поедены (вероятно проволочником). Одним словом, результат скорее отрицательный, нежели положительный (в любом случае, расходы на подкормки не окупились). Вот сейчас сидим и думаем, стоит ли применять данный метод на следующий год...

Ответить
Кирилл Маврешко, 7 Ноя 2011 в 16:29 # 

Здравствуйте, Андрей.

Советуем Вам посмотреть статью "Типичные ошибки начинающих в методе Митлайдера". Присмотритесь к ней внимательно, т.к. если результаты ухудшились - вы стопроцентно где-то очень грубо нарушаете технологию, или пытаетесь "выдрать" из неё какие-то элементы без учёта остальных. Мы могли что-то забыть упомянуть в статье, поэтому, попробуйте вспомнить сами, на какие "срезания углов" и "оптимизации" Вы пошли в ходе выращивания.

Парши у нас не было.

наша картошка последнего урожая

Парша - инфекционное заболевание. В первую очередь обратите внимание на качество посадочного материала, на сорт, и на то, не выращиваете ли вы одну и ту же культуру слишком долго на одном месте. Само по себе известкование не может быть причиной возникновения парши. То же касается и вредителей. Конкретно проволочника очень много на участках, где недавно рос сорняк. Делайте севооборот, следите за чистотой участка и здоровьем посадочного материала.

И уж точно мы не понимаем, что значит "расходы на подкормки не окупились". Потому что они настолько мизерные, что не окупиться просто не могут. Чтобы они не окупились, надо, к примеру, продавать свои помидоры по цене ниже 2 рублей за килограмм. Мы подсчитывали. Т.е. Вы должны были собрать с 4,5-метровой гряды менее 2-3 кг помидоров. Неужели у вас такой результат?

Насчёт батата: нет смысла делать выводы, посадив какой-то непонятный батат, купленный в каком-то московском магазине. Он вполне мог оказаться "южанином" с Гавайских Островов, а может ещё и больным. К тому же, сажать в начале июня - это слишком поздно для Челябинской области. Мы продемонстрировали это на примере Опыта 5. Собирать батат попозже - хорошее дело, но осенью он всё равно растёт крайне медленно. Основной-то период развития приходится на лето, и его надо использовать по-максимуму. Т.е. растения должны вступить в лето уже укоренёнными, прижившимися, и тронувшимися в рост.

Ответить
Андрей (Челябинская область, Ашинский р-н), 7 Ноя 2011 в 18:48 # 

Здравствуйте, Кирилл. Спасибо за быстрый ответ и за предложенную статью, но я уже с ней знаком. После того, как мы потерпели фиаско в выращивании овощей по Митлайдеру, первым делом обратил свое внимание именно на эту статью. Но могу заверить, что мы подошли к этому вопросу достаточно скрупулезно. Единственным отступлением было - не везде были идеально (по уровню) выровнены грядки. Впрочем, и там, где они были идеальными, результат не отличался. Параллельно выращивали картофель по обычному методу и методу сдвоенных гряд. Результат зависел не столько от метода, сколько от места, где была посажена картошка (грядки располагались параллельно друг другу, и тут и там были хорошие и плохие кусты). Но главное - наш урожай не был лучше урожая соседей. И виной тому я вижу какое-то нашествие вредителей.

Посевной материал обрабатывался согласно схеме, описанной на данном сайте. А картофель привезли чистый из другого района, который выращивали на другом участке (кстати, там он дал по-прежнему хороший "чистый" урожай). Надо отметить, что парша для этих мест обычное дело (легкие почвы богатые органикой), но в нашем случае ситуация была из ряда вон выходящей - больная не только картошка, но и морковь, и свекла, чего ранее не наблюдалось. Посему я и строю различные предположения, что могло стать фактором, усугубившим эту ситуацию.

По проволочнику. Проволочник был везде, как на новом (после разработки целины), так и на старом огороде. И уж не знаем теперь, как улучшать почву: от проволочника ее следует защелачивать, от парши - закислять. Недавно наткнулся еще на одно средство: говорят, от того и другого помогает рассыпать по участку обычную поваренную соль, около двух килограммов на сотку. Не знаю, попробуем в следующем году.

А теперь относительно расходов. Мы, наверное, по-разному подсчитываем убытки. Речь ведь идет не о себестоимости продукта, а о выгодности самого метода. Только на одни удобрения у нас ушло не менее 3 тыс. руб., не считая сопутствующие расходы на бензин, электричество и пр. Теперь все эти затраты, а главное - дополнительный труд (в том числе и по выравниванию грядок на неровной почве) можно смело записывать в убытки, поскольку мы не увидели разницы в результатах в сравнении с теми же соседями. При этом я не хочу сказать, что метод Митлайдера не работает. Возможно он самый лучший, только вот в нашей местности он не дал ожидаемых результатов, чтобы можно было сказать, что наши усилия не были потрачены напрасно.

Про батат. Насколько я помню, он был куплен не в магазине (для еды), а был предназначен специально для посадки (распространялся АСД). Но я согласен, что посадили его поздновато, побоялись сажать в холодную почву (в горной местности земля прогревается долго). В любом случае, время уже утеряно, т.к. землю ждет год "без лета". Благодарю за внимание к нашей проблеме.

Ответить
Кирилл Маврешко, 7 Ноя 2011 в 19:42 # 

Если метод Митлайдера не улучшил результаты, хотя вы старались тщательно всё соблюдать, вывод может быть только один - Вам надо искать лимитирующий фактор. Т.е. Ваши растения упираются не в питание или полив, а во что-то другое.

Возможно, что после внесения удобрений, микробиологическая активность почвы возросла. А если почва была больной, то возросла "негативная". Вы упомянули, что в почве у вас много органики - она может быть провокатором. Возможно, баланс почвенных организмов у вас смещён в сторону патогенов, и именно они вызывают болезни и сдерживают урожай. Аналогичная картина бывает с рассадой на стерильных грунтах, если в эти грунты специально не внесли полезную микрофлору в виде, например, "биогумуса" или суперкомпоста "Пикса". Возможно, то, что вы принимаете за паршу - результат работы нематод (поищите в картинках в сети - там очень много разновидностей поражений на разных культурах).

А с методами "рассыпать соль по участку" будьте осторожнее. Не кидайтесь на "народные советы". Я сам родом из прикаспийской низменности. Поверьте поваренная соль росту растений не способствует. Кроме того, хлор и натрий - бесполезные, а часто и вредные для растений вещества - они если и нужны, то как микроэлементы.

Ответить
Кирилл Маврешко, 7 Ноя 2011 в 23:25 # 

Кстати, есть нехимические способы борьбы с почвенными патогенами и вредителями (а также с сорняками заодно) - это соляризация и/или пропаривание почвы. Поинтересуйтесь этой темой.

Ответить
Андрей (Челябинская область, Ашинский р-н), 9 Ноя 2011 в 17:34 # 

Благодарю за советы. Ищу ответа, но пока не нахожу. А соляризация не для нашего климата.

Ответить
sabargan, 4 Май 2012 в 19:25 #

В этом году впервые посадил рассаду батата, сорт к сожалению не известен, так как клубень был куплен в китайском магазине

Ответить
Андрей (Н.Новгород), 4 Май 2012 в 22:18 # 

Здравствуйте sabargan, значит в полку бататоводов прибавление. А какой цвет клубня, какая толщина лозы и строение листьев? Подходит ли под какое нибудь описание сортов у Кочеткова http://batat.bos.ru/sorts.php? Хотя описаний китайских сортов практически нет.

Ответить
Кирилл Маврешко, 4 Май 2012 в 22:42 # 

Здравствуйте Андрей. Извините, что вторгаюсь дискуссию, просто мне есть что сказать по теме :)

К сожалению, таблица с описанием сортов на сайте Кочеткова совершенно бесполезна как определитель сортов. Мне попадался американский сайт, где она была первоначально опубликована. Цель этой таблицы - помочь покупателям батата сориентироваться в сортах, которые они могут заказать. Т.е. эти сорта уже у магазина есть, и они-то уж точно знают "кто есть кто", просто стремятся облегчить выбор клиенту.

Желая определить сорт по внешнему виду, вы даже не можете ориентироваться на цвета кожуры и мякоти клубня. Потому что они зависят от типа почвы и агротехники. Один и тот же сорт в разных регионах может вырастать с разными оттенками.

Больше информации может дать форма листьев, особенности окраса лоз и черешков, привычки роста (типичная длина плетей, склонность к ветвлению и т.п.), толщина лоз. Но и тут надо иметь подробное описание известных сортов, чтобы можно было сравнивать. В обсуждаемой же таблице оно грубое донельзя.

Сортов батата великое множество, и таблица эта не покрывает и сотой доли всего разнообразия. В Китае у батата весьма длинная история и много своих сортов, которые в мире больше нигде не встречаются.

Поэтому сорт лучше всего знать изначально. Угадывать его потом очень проблематично :(

Ответить
Андрей (Н.Новгород), 5 Май 2012 в 18:18 #

Здесь я с Вами полностью согласен

Ответить
Илья (г. Саров Нижегородская обл.), 6 Май 2012 в 15:09 #

Здравствуйте! Купил нынче огород, мечтаю выращивать батат! Земляки Нижегородцы! Не мог бы кто нибудь поделиться парой росочков для размножения. В субботу 12 поеду в Нижний Новгород.

Ответить
Андрей (Н.Новгород), 6 Май 2012 в 16:12 #

Здравствуйте Илья! Есть в наличие черенки трех сортов, напишите мне на 63andre1963@rambler.ru, договоримся о встрече

Ответить
Ольга (Хакасия), 20 Июл 2012 в 07:08 # 

Здравствуйте Андрей! Второй год занимаюсь бататом. Какие сорта батата Вы возделываете и есть ли возможность отправить посылкой осенью клубни.

Ответить
Илья ((г. Саров Нижегородская обл.)), 2 Сен 2012 в 09:48 #

Здравствуйте!
Подскажие кто сможет!

В этом году. Решил вырастить урожай батата.
Приобрёл черенки трёх сортов. Начал высаживать черенки с 15 мая.
Все время казалось, что рост черенков какой то замедленный, хотя поливал регулярно.
1 сентября выкопал пару кустов "Победы 100". Урожай очень огорчил.
На одном кусте было два клубня грамм по 100-150. На втором кусте один клубень такой же.
Я конечно понимаю, что нарушил геометрию посадки: Расстояние между кустами сантиметров по 40-50, между рядами столько же. Но может ли это быть причиной такой неудачи?

Ответить
Кирилл Маврешко, 2 Сен 2012 в 11:39 # 

Здравствуйте, Илья!

Нет, геометрия посадки у Вас вполне приемлемая. Причину надо искать в других факторах. Вот примерный их перечень (возможно Вы что-то ещё заметите или вспомните сами):

  1. Растения росли в частичном затенении от деревьев/построек/других культур и т.п.
  2. Неблагоприятное размещение - постоянные сильные ветра, северный склон, низина и т.п. Что-то что приводит к температурам ощутимо ниже, чем в характерно для местности в целом (локальный полюс холода).
  3. Засорение участка сорняками, способными глушить рост основных культур (даже остаточное влияние от некоторых может сохраняться 2-3 года).
  4. Общая бедность почвы. Т.е. урожая не было из-за дефицита элементов питания. И этот дефицит не компенсировали.
Ответить
Зовут меня Галина Яковлевна (город проживания Орел), 9 Фев 2014 в 13:54 #

Вот уже много лет на даче использую метод Миттлайдера и очень им довольна. И количеством урожая и вкусовыми качествами. Выращиваю всё таким методом.

Ответить
Виктор (Краснодарский край), 27 Апр 2017 в 15:31 #

Куплю черенки батата Маньчжурский почтой РФ, оплату гарантирую.

Ответить

Оставьте свой комментарий

Email:

Укажите свой e-mail, если хотите получать уведомления об ответах. На сайте он не показывается.

Калькулятор смеси № 2 Где достать батат

Разделы

Последние месяцы

Культуры на наших грядах