6 Января 2011  

О выращивании батата

Занимаясь выращиванием батата в 2010-ом году, мы собрали большое количество материалов, которые могут быть полезны всем – и тем, кто только собирается попробовать вырастить эту культуру, и даже тем, кто занимается ею уже не первый год.

Многие сведения из статьи никогда не публиковалась на русском языке (по крайней мере, в русскоязычной части сети). Было бы преступно не поделиться ими. Там масса интересного!

О чём пойдёт речь

О батате в двух словах

Не буду вдаваться в ботанику – о батате написано достаточно. Это вкусный клубненосный овощ, который называют также «сладким картофелем», хотя это не картофель, и они даже не родственники. Но по кулинарным качествам батат действительно похож на картофель. Подробнее – ниже.

Вы впервые слышите о батате?

Батат – редчайшая культура для СНГ, причём совершенно незаслуженно. Что поделаешь, тяжёлое наследие СССР – тогда выращивалось только то, что навязывалось указаниями «сверху». А верхи СССР… часто они могли запустить человека в космос, но не суметь собрать банальный урожай картошки. Так вышло и с бататом. Его не успели внедрить при СССР, а потом уже некогда было… И только сейчас, наконец, он понемногу появляется в некоторых огородах и в столичных магазинах. Люди стали интересоваться им. Но в таких вещах всегда сильна инерция. Нет батата в кулинарных книгах на русском языке, нет в большинстве магазинов по стране. Его не готовила наша мама/бабушка…

Это пройдёт. Картофель в России внедряли около ста лет. Люди так ненавидели картофель, что поднимали картофельные бунты, которые подавлялись войсками. А сегодня картофель стал знакомым и «родным». То же будет и с бататом, только быстрее. Вспомните, например, когда у вас впервые появился сотовый телефон… ведь не так и давно, правда?

О разновидностях

В отличие от картофеля, разные сорта батата могут колоссально отличаться друг от друга по всем характеристикам! Вот как классифицируется батат:

По цвету мякоти: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый или кремовый
По текстуре: мягкий и сочный или сухой и твёрдый
По форме: от угловатых до конических
По вкусу: от пресного до очень сладкого (что даже варенье варить можно)

В США популярны сочные сорта с оранжевой мякотью. В Азии преимущество отдаётся сортам с кремовой или фиолетовой сухой мякотью и гладкой поверхностью, которые очень вкусны при запекании.

Кулинарные свойства

Батат похож на картофель, и наоборот. Но «похож» – это не значит «почти также хорош, но недостаточно». Пожалуйста, воздерживайтесь от сравнений «лучше» или «хуже» при разговоре о батате и картошке. Это просто другой овощ, и такое сравнение его с картофелем не более уместно, чем сравнение огурцов с кабачками.

Вкусовые свойства батата так же разнообразны, как, например, у яблок. См. выше О разновидностях. Мы уже писали о своих первых кулинарных впечатлениях от батата.

Запечённый батат. ВКУСНОТИЩА!

Запечённый батат. ВКУСНОТИЩА!

Тот сорт, который выращиваем мы – является почти «классическим». Его можно использовать во многих блюдах, где обычно применяют картофель, он настолько же хорошо сочетается со всеми продуктами. Следовательно, сфера применения батата такая же огромная. Но какие-то блюда лучше удаются именно с картошкой. А какие-то – именно с бататом. Тут надо пробовать – многие блюда при замене картофеля на батат становятся необычайно вкусными, или, как минимум, открывают себя с другой стороны.

Стоит ли браться за выращивание

Серьёзная культура

Наши огородники любят эксперименты с разными культурами. Могут топинамбур посадить (хотя он почти не хранится), могут поедать корни лопуха, варить борщ из одуванчиков и т.п.

Батат не имеет с этими «развлечениями» ничего общего. Это серьёзная продовольственная культура, которая выращивается по всему миру в огромных масштабах. Больше всего в мире батата выращивают в Китае – 80.5 миллионов тонн в год. А вот обычного картофеля Китай выращивает меньше – только 72 миллиона (данные за 2009-ый год). Вот очень интересное видео о процессе выращивания батата в Луизиане (США) (перевод я делал сам, просьба извинить за возможные корявости):

Батат в российском климате

Батат – это не культура-игрушка. Являясь серьёзным конкурентом картофелю, она не распространялась у нас в основном из-за своей теплолюбивости. Но селекционеры на месте не стоят. Даже обычные помидоры до середины XX века не росли в Нечерноземье. А теперь – растут, причём в открытом грунте. Батат также приспособился. Современные сорта созревают за 90-110 дней. Батат стал приемлемой культурой для северных регионов.

16 июля (73 дня после посадки). Разгар лета. Компостная куча уже полностью прикрыта листвой батата.

16 июля (73 дня после посадки). Разгар лета. Компостная куча уже полностью прикрыта листвой батата.

Ваш климат близок к московскому, или даже теплее? Годится для батата! Конкретно мы нормально вырастили батат на севере Башкирии. Здесь уже платят «северную надбавку». Здесь средняя дата последних заморозков – 30 мая, средняя дата первых – 10 сентября. Не самый холодный регион, но холоднее большей части СНГ. И ничего, растёт батат. Ниже мы расскажем и о некоторых дополнительных простых приёмах выращивания батата в холодном климате.

Обновление за 22 сентября 2011: Мы опубликовали результаты сбора урожая трёх разных сортов батата в 2011 году.

Выращивание

Как достать батат

К счастью, в России и СНГ уже довольно много людей, выращивающих батат. И всегда есть кто-то из вашей страны, кто может выслать вам пару клубней почтой. Например, жители России могут обратиться за клубнями к Алексею Павловичу Кочеткову, а в Украине – к Александру Юрьевичу Воробьёву.

Увы, заказать батат почтой из другой страны у вас не получится – таможня не пропускает посылки с растениями без специального фитосанитарного сертификата.

Брать лучше сорт, который точно может расти в вашем климате. Иногда в магазинах продают импортный батат, но он может оказаться сортом с долгим сроком созревания. К тому же, магазинный батат могут обрабатывать веществами, подавляющими прорастание.

ВАЖНО! Клубни батата не переносят температуру ниже +10°C, поэтому заказывать их почтой надо в тёплое время года. И учитывать это при хранении и сборе урожая. А вот черенки, напротив, живучие. Поэтому в США обычно рассаду батата отправляют именно укоренёнными черенками – это позволяет начать рассылку уже ранней весной.

Планирование

Само собой, сначала надо решить, сколько вы хотите посадить батата. Мы пробовали сажать батат по методу Миттлайдера, на узких грядах в два ряда, делая расстояния между растениями в 35 см. Многие бататоводы делают расстояния больше, но плотная посадка – это особенность технологии миттлайдера, которая компенсируется лучшим питанием, освещением и поливом. Листву мы пускаем расти в широкие миттлайдеровские проходы.

28 августа (71 день с момента посадки). Вся гряда батата уже в кадр не лезет...

28 августа (71 день с момента посадки). Вся гряда батата уже в кадр не лезет…

На сотке, разбитой на митлайдеровские узкие гряды, размещается примерно 350 растений. Чем холоднее климат, тем больше надо делать расстояния между растениями батата1. Поэтому, в новом году мы планируем попробовать и другие расстояния посадки, обязательно описав результаты. Обновление за 22 сентября 2011: Результаты посадки с другими расстояниями уже есть, их можно увидеть в этой статье.

Посевной материал

Клубень батата можно просто закопать в землю, как обычный картофель, но толку от такой посадки будет мало. Клубень даст слишком много побегов, которые будут в дальнейшем мешать друг другу и урожай снизится. Поэтому, обычно батат размножают черенками.

За зиму клубни дают множество побегов, которые можно срезать и укоренить. Да и сам клубень посадить на проращивание - он даст новые побеги.

За зиму клубни дают множество побегов, которые можно срезать и укоренить. Да и сам клубень посадить на проращивание — он даст новые побеги.

Клубень батата с множеством ростков

Клубень батата с множеством ростков

Обычно от начала проращивания клубня до первых черенков, пригодных к срезанию, проходит 4-5 недель. Поэтому, проращивать клубни надо заранее – чтобы успеть вырастить достаточно материала. Длина черенков должна быть 15-25 см., и на них обязательно должны быть междоузлия в подземной части (в междоузлиях батат выпускает корни) и пара почек в надземной — будущих точек роста.

Выращивание

Общая схема посадки

Мы используем в огородничестве стандартные узкие гряды метода Миттлайдера, на которые высаживаем батат в два ряда с расстоянием в 35 см. между растениями. Возможно, увеличение расстояний позволит увеличить урожай и качество клубней, мы ещё изучим этот вопрос. Обновление за 22 сентября 2011: уже изучили.

В классической агротехнике4 батат высаживается рядами с расстоянием между растениями 20-35см, и дистанцией между рядами 0,8-1м.

Рекомендуется начать высадку черенков когда минует дата последних заморозков. Более строго – когда почва прогреется до 18°C на глубине 10 см4. Чем раньше вы сможете обеспечить такие условия – тем раньше сможете начать посадку. Для батата это не лишнее. Например, можно за неделю до высадки черенков накрыть подготовленную гряду плёнкой (подробнее об этом будет сказано ниже).

В 2010-ом году мы пробовали сажать батат в разное время, и убедились в справедливости ряда описанных в литературе правил4 – если посадить черенки в холодную почву, клубни будут длинными и кривыми. Чем теплее была почва в начале выращивания, тем более правильной и красивой формы будут клубни.

Подкармливается батат как и обычный картофель – 4 подкормки смесью №2, к которой можно добавить пятую подкормку древесной золой. Особое пристрастие – батат очень любит калий (K), и весьма чувствителен к дефициту серы (S), поэтому лучше использовать в подкормке смесь на основе сульфатных удобрений3.

Сорт, который мы выращиваем, «Победа-100», созревает за 90-100 дней. В наших краях, продолжительность вегетационного периода – 120 дней, и батат успевает вырасти и дать урожай. Но есть некоторые трюки, которые огородник может использовать для получения большего урожая.

Вопреки холодному климату

На большей части России пальмы, как известно, не растут, и даже совсем наоборот. Аналогичная ситуация сложилась в ещё одной стране – Канаде. Тамошние фермеры давно изобретают способы надуть природу. Один из них, Кен Аллан (Ken Allan) написал книгу «Батат для огородников, с особыми приёмами для северян», в которой советует батат и многие другие теплолюбивые культуры (арбуз, базилик, перец, помидоры) сажать в гряды, почва которых укрыта прозрачной пластиковой плёнкой. Получается своего рода «теплица для корней», а надземная часть растения остаётся на открытом воздухе. По его словам, и по нашим опытам, это действительно отличный приём.

Базилик под плёночной мульчей на участке Кена Аллана:
Базилик под плёночной мульчей на участке Кена Аллана

Вот видео, демонстрирующее такой процесс посадки:

Кен Аллан делает два важных замечания по применению плёнки2:

  1. Пластик должен плотно закрывать гряду. Края плёнки надо присыпать землёй, так чтобы они не торчали наружу. А после посадки растений, отверстия надо закрыть почвой или песком (Кен предпочитает песок). Также он пишет: «Гряда должна быть немного приподнята, так чтобы пластик хорошо обтягивал её. А верхушка гряды пусть будет плоской или слегка вогнутой, с небольшими углублениями вокруг каждого растения, чтобы направить воду». В методе Миттлайдера это требование выполняется само собой.
  2. Вы должны использовать прозрачную (а не чёрную) плёнку. Это может противоречить «здравому смыслу», т.к. в нашем сознании укоренился факт, что чёрный цвет способствует нагреву. Поэтому многие овощеводы ошибочно рекомендуют чёрную плёнку для прогрева почвы. В аграрных институтах несколько раз ставились контрольные опыты, и в каждом из них, прозрачная плёнка показывала лучшие результаты в прогревании почвы, чем чёрная. Прозрачная плёнка оказывается лучше, т.к. создаёт «тепличный эффект» – она пропускает тепло (прим:лучи Солнца) и задерживает его под собой, действуя очень эффективно. А чёрная плёнка, напротив, не пропускает лучи, плохо проводя тепло. В результате, чёрная плёнка хотя и нагревается сама, но передаёт почве лишь маленький процент этого тепла. (Помните, что рекомендация прозрачной плёнки относится к овощеводству в холодном климате)

Плёночная мульча позволяет сберечь влагу, согревает, защищает от перепадов температуры, делает более доступными содержащиеся в почве вещества – всё это создаёт комфортные условия для развития корней батата. Именно корни батата являются самыми чувствительными к холоду. А зелёная ботва – вынослива, и переносит даже кратковременные заморозки. Прогревание почвы с помощью плёнки позволяет начать посадку батата тогда же, когда и картофеля – в начале/середине мая (в наших краях), и собрать больший и качественный урожай (по форме и размеру клубней).

Обновление: мы сделали перевод интересной статьи Кена Аллана, в которой он подробнее рассказывает о своих хитростях выращивания батата в Канаде.

Вообще, плёночная мульча почвы – очень популярный метод. Вот, например, аналогичное видео о посадке батата из Японии:

Дефициты питания

Наша почва может оказаться далеко не идеальной, и каждое растение способно сообщить нам об этом. Некоторые признаки проблем с питанием едины для всех растений, некоторые – уникальны.

Международный центр картофелеводства – «International Potato Center» публикует массу интересного об агротехнике картофеля и батата (напомню, на западе батат называют «сладким картофелем», и он попадает в сферу интересов данной организации). Самое полезное для меня исследование – это описание симптомов дефицитов питания у батата (а также признаков токсичности). Вот основные ссылки:

Элемент Симптомы
Алюминий (Al) избыток
Бор (B) дефицит, избыток
Кальций (Ca) дефицит
Медь (Cu) дефицит, избыток
Железо (Fe) дефицит
Магний (Mg) дефицит
Марганец (Mn) дефицит, избыток
Молибден (Mo) дефицит
Азот (N) дефицит
Фосфор (P) дефицит
Калий (K) дефицит
Сера (S) дефицит
Цинк (Zn) дефицит, избыток
Общая засоленность почвы как выглядит

По ссылкам много фотографий и словесные описания на английском. Если одних фотографий недостаточно, и вы не понимаете английского – воспользуйтесь интернет-переводчиком Google Translate.

Наш батат прекрасно рос на стандартных смесях Митлайдера, но ощущался дефицит серы, причём он проявился ещё у черенков, до высадки в грунт. Ещё раз советую убедиться, что в вашем питании растений серы будет достаточно. По нашему опыту, для смесей миттлайдера «достаточно» означает «не менее 5%». Если содержание серы ниже 4,5-5% – начинается серное голодание. При повышении содержания серы оно быстро проходит.

Полив

Батат любит воду. Да, он живучий, он может переносить жару, засуху. Но если вам нужна не клумба, а урожай – поливайте. Особенно важны первые 40-60 дней после высадки черенков. Если в этот период снабжение водой было нормальным, позднее растения смогут переносить периоды засухи, хотя они всё равно отразятся на урожае4.

Сбор урожая

Когда собирать

Обычно батат собирают сразу как только его ботва сляжет от первого заморозка. И делать это надо быстро, желательно в тёплую погоду, чтобы не допустить подмерзания клубней. Мы не стали тянуть долго, и выкопали клубни как только прогноз погоды стал обещать скорое похолодание ниже 10°С.

Как правильно хранить

В видео о выращивании батата в Луизиане (см. часть «Культура мирового масштаба») уже описаны основные методы хранения. Кратко о них ещё раз.

Клубни батата легко поцарапать во время выкапывания. Эти царапины и потёртости влияют на срок хранения. Создав определённые условия сразу после сбора урожая, можно помочь клубням быстро зарастить все раны. Этот процесс называется «лечением» («curing»), и позволяет батату храниться очень-очень долго даже в простых условиях домашней квартиры.

В промышленности4, лечение начинают через 1-2 часа после сбора урожая, и длится оно 4-7 дней при температуре 30°С и относительной влажности 90-95%, с периодической вентиляцией. Если урожай собирался в тёплое время года, лечение проходит быстрее.
Затем батат отправляют в хранилище, где поддерживается температура 13-16°C и относительная влажность 85-90%. В таких условиях батат и не замерзает, и не прорастает, и храниться может целый год без потери товарности.

Вылеченный клубень батата через 5 месяцев после сбора урожая

Вылеченный клубень батата через 5 месяцев после сбора урожая

В бытовых условиях таких параметров не добиться, да мы и не стремились особо. Мы просто упаковали урожай в пакеты с небольшими отверстиями для вентиляции, и держали его там в течении недели, каждый день открывая для проветривания. И действительно, через неделю все царапины и побитости (а мы, по неопытности, наделали их много) прекрасно заросли новой кожицей. Сейчас середина зимы, а клубни здоровые и крепкие.

Это интересно

Вернее, это интересно мне, но может и вам будет полезно узнать.

Батат очень богат углеводами и β-каротином (провитамин А), и производит больше «съедобной» энергии с гектара, чем пшеница и рис5. В дело идёт всё – и клубни, и листья – на корм животным, производство крахмала, муки, конфет и даже алкоголя.

Колорадский жук батат не ест. Ведь батат – не картофель, и даже не относится к семейству паслёновых. Конечно, у него есть вредители – но они скорее «общего плана» – хрущ, кроты, и т.п. пожиратели корнеплодов. Кстати, у основания листьев батат выделяет необычные капельки жидкости, вроде нектара. Я не знаю, зачем они нужны – может они привлекают хищных насекомых, а может отпугивают вредителей. Но я много раз замечал, что осы (хищники) постоянно крутятся у батата, терпеливо проводят инспекцию каждого листика, каждой веточки.

Батат цветёт при коротком световом дне – 12 часов и менее6. И когда растёт в северных широтах – обычно не цветёт вообще (хотя бывают сорта-исключения). Без ухищрений он часто цветёт только зимой, если вы будете выращивать его дома. Многие даже ошибочно считают что он вообще не цветёт. Но это не так. Селекционеры, создающие новые сорта, нуждаются в цветах и семенах. И они научились искусственно вызывать цветение батата. Существует масса способов, среди которых контроль освещения (чтобы уменьшить световой день), обработка фитогормонами цветения, и даже прививка на местные, дикие сорта ипомеи. Ведь батат – дальний родственник нашего обычного, дикого вьюнка. Если привить лозу батата к ипомее, цветущей в наших широтах, она тоже зацветёт.

Болезни. Чтобы получить оздоровленный семенной материал, нужный сорт батата подвергают своего рода «пропариванию в бане». Растение долгое время выращивается при очень большой температуре и влажности, почти на пределе его жизненных сил. Это уничтожает многие болезнетворные организмы и тормозит развитие вирусов. Затем берут несколько клеток с кончика т.н. апикальной меристемы – точки роста побега, и выращивают из неё потомство, свободное от болезней. Так удаётся поддерживать высокую урожайность промышленно выращиваемых сортов.

В США есть замечательные сорта батата, такие как Georgia Jet и Beauregard, отлично подходящие для северного климата, дающие очень товарные вкусные клубни и с коротким сроком созревания. И их, увы, невозможно заказать – не пройдут таможню. (Обновление от 18.08.2011: нам всё же удалось их раздобыть)

Итог

Эта статья написана скорее для себя, чтобы как-то систематизировать все накопившиеся ссылки и заметки. Надеемся, кому-то ещё она будет полезной. Батат – замечательный овощ, и он заслуживает занять своё место в нашем рационе питания. Мы очень рады, что начали его выращивать! :)

Обновление: В 2011-ом году мы провели серию опытов по поиску наилучшей агротехники для батата, желательно удобной для широкого круга овощеводов. Познакомиться с ними можно в статьях:

Обновление за 18 августа 2011 года: у нас появились новые, популярные во всём мире сорта батата, привезённые из Великобритании.

Использованные материалы

1Рекомендации по выращиванию батата от фермы «Scott Farms» (США).

2Заметки об использовании прозрачной плёнки для прогревания почвы Кена Аллана

3Исследование отзывчивости культур на различные удобрения продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций.

4Описание агротехники выращивания батата на сайте гос. университета Северной Каролины (США)

5Материалы о батате международного центра картофелеводства.

6Методы индукции цветения батата

До встречи!

Добавить в закладки
Другие статьи на темы советы, эксперименты, батат.

Комментарии (123)

люба, 20 Янв 2011 в 11:36 #

Здравствуйте!Полина а как подкармливать и поливать эту грядку с перцем приподнимать края?

Ответить
Полина Маврешко, 20 Янв 2011 в 12:22 # 

Здравствуйте! Вы о фото с перцем под плёнкой?

Эти перцы посажены не по методу митлайдера, и скорее всего, если подкормка и ведётся, то вместе с поливом непосредственно в лунку.

А вот на митлайдеровских грядках приходится делать разрез плёнки вдоль гряды в междурядье, куда и насыпается удобрение и поливается, а потом засыпаются края землёй. При последующих подкормках, да, приподнимаются края, а потом вновь всё герметично закрыавется. Когда подкормок нет, то вода просачивается в этот разрез сама. Что хорошо, почва под плёнкой очень долго держит влагу, и поливать можно не так часто.

Ответить
люба, 20 Янв 2011 в 13:31 #

Полина спасибо,спасибо за калькулятор и большое спасибо за дневник

Ответить
Полина Маврешко, 20 Янв 2011 в 13:51 # 

Вам спасибо :) Удачи! Скоро весна!

Ответить
Анна, 8 Фев 2011 в 19:42 #

Здравствуйте! Сегодня купила один клубень батата овощного(клубень розового цвета мякоть белая) на выставке. Хозяева всем советовали погрузить его в перлит немного, и брызгать регулярно водой. Пустит ростки, садить их в вазоны, а потом в мае в грунт. Вопросы:
1)насколько нормально он себя в этом перлите будет чувствовать, что бы дать полноценные ростки?
Я уже в перлит поставила и сбрызнула водой с Эпином.
2)А может его туда положить горизонтально? Потому что я положила полувертикально, как сказали!
3) А можно пользоваться комплексным минеральным удобрением?
И как насчёт конского удобрения с соломой?
И еще спасибо за статью, очень познавательно всё!

Ответить
Кирилл Маврешко, 8 Фев 2011 в 20:37 # 

Здравствуйте, поздравляем с покупкой!

Хозяева всё правильно посоветовали. На самом деле, для проращивания годится любой влажный субстрат, пригодный для корневой системы - многие проращивают в песке, вермикулите, перлите, у нас это был песок с опилками. Чувствовать себя он будет нормально.

Класть его можете как угодно, это не играет роли. Мы проращивали горизонтально, утопив клубень в почву на половину или две трети толщины. Скоро из почек клубня начнут прорастать побеги, причём будут появляться новые почки, которых сейчас нет.

Клубень сам содержит в себе всё необходимое для ростков, и удобрять его ничем не нужно. Это нужно только если клубень один, а ростков надо получить как можно больше - тогда лучше обходиться с ним как настоящей рассадой, чтобы он сильно не истощался. Т.е. использовать и грунт, и подкормки (но не раньше чем он как следует укоренится и прорастёт).

Насчёт конского удобрения с соломой - лучше не стоит, чтобы не занести возбудителей болезней.

Расскажите, откуда вы, нам интересно :) И что за выставка?

Ответить
Анна, 9 Фев 2011 в 13:19 # 

Здравствуйте! Меня Аня зовут! Очень приятно познакомиться! Рада, что нашла полезных однодумцев!
Я из Украины, Киевской области, г. Васильков. Купила на выставке вчера в Киевском Планетарии, там сейчас начинаються постоянные аж до осени выставки с интервалами. Что интересно, на всю выставку батат был только у одного стола, и самое интересное, что бабушке с дедушкой, которые его продавали по 60 лет. Тоесть, я ещё сделала вывод, что он наверное несложен в уходе. Но приехала домой залезла в интернет и почитала, что всё таки надо будет поначалу попыхтеть над ним. Вобщем у этих пенсионеров потом ещё как увидела в 10 литровом ведре 4 штуки батата высотой в ведро и весом под 1,200 кг с ростками уже.... вообще загорелась и сразу купила. Своим дома вчера весь вечер жужала про батат..... особенно все удивились, что его не ест колорадский жук и не нападает фитофтора, и его вообще копают в октябре и он - лиана. Вобщем у меня и моих близких вчера случился "культурный шок" - решили с мужем размножить для себя и начать Василькове его распространять в овощную культуру для неосведомленных его выгодой людей!!! Вот такие дела... для меня это открытие. Главное теперь дождаться урожая!!!!!!!
А как насчёт полного комплексного минерального удобрения? ( имею ввиду уже в открытый грунт) Или лучше по отдельности всего накупить?
Может делаю неправильно что-то посоветуйте?! Насколько часто этот перлит с бататом нужно опрыскивать в день? А вот утром брыскаю, а к обеду уже вверх у перлита сухой.

Ответить
Кирилл Маврешко, 9 Фев 2011 в 14:17 # 

"Культурный шок" - очень точное выражение! :) У нас было то же самое, и до сих пор не проходит. Сейчас кажется диким то, как можно было всё это время не знать такого растения?! В этом году хотим сделать его основной культурой, и как следует испытать разные агротехники. Ну и тоже распространять, по мере появления интереса у окружающих. Обычно у них округляются глаза, после чего следуют вопросы вида "А что это? Картошка такая?!". После объяснения глаза округляются ещё больше, иногда открывается рот :) Но попросить на разведение обычно стесняются - народ консервативный до ужаса.

Насчёт комплексного минерального удобрения - мы используем смеси метода Митлайдера. Почитать про их составление и применение можно в этих статьях. За лето делается 4-5 подкормок. Готовые магазинные смеси (те, что мы видели) - обычно невысокого качества - низкая усвояемость, бедность, переизбыток тяжёлых микроэлементов - вот обычные их характеристики.

Выращивая рассаду по методу митлайдера, её поливают каждый день. Вермикулит, например, относится к тем грунтам, которые невозможно переувлажнить, если есть отток воды. Он возьмёт ровно определённое количество, и ни капли больше. При этом они останутся рыхлыми, и воздух будет легко поступать к корням. Про перлит я не знаю, т.к. его у нас не продают, но если он ведёт себя аналогично - можете смело поливать. Только обязательно сделайте дренаж.

Ответить
Анна, 9 Фев 2011 в 18:54 # 

То, что консервативны окружающие я поняла уже тоже.Мои правда тоже в восторге уже, хотя пока не видели в деле. Но думаю когда увидят и попробуют, будет супер! Аж руки чешуться уже всех удивить.... ну реально помоему в наше время и разнообразие очень тяжело кого-то чем-то удивить... а Батат в самый раз!!!

Ответить
олег (ивановская область), 26 Июн 2014 в 18:01 # 

здравствуйте кирилл!у меня к Вам вопрос по поводу удобрений!скажите пожалуйста Ваше мнение по поводу удобрения ава,как предпосевное конечно.ведь оно не растворяется водой,а растворяется только корневыми выделениями растений.поэтому использовать его можно только под посадку,а не для подкормок.что Вы скажете?не приходилось ли Вам использовать такое удобрение?

Ответить
оксана, ставрополь, 12 Фев 2011 в 10:39 #

О вашем дневнике узнала от сестры, теперь читаю взахлёб! жду не дождусь весны, очень хочется и на своем участке воспользоваться узкими грядами. несколько лет назад увлеклась книгами Курдюмова Н.И. там он тоже описывает преимушества узких гряд,но делала все видимо не совсем так как надо и в итоге разочаровалась. да и оставленные между грядками сорняки со временем переместились на и на них! у вас же вся земля голая. вот я и заинтересовалась насколько это трудоемкий процесс,сложно ли снять слой дерна с такой поверхности почвы? у меня на участке еще достаточно большой кусок не обработанной дерниры,которую мы просто подкашиваем триммером. буду признательна за совет!

Ответить
Полина Маврешко, 12 Фев 2011 в 12:34 # 

Здравствуйте, Оксана! Спасибо за отзыв, очень приятно, что о нас узнают уже со слов людей. :)

Технология Курдюмова нам не понравилась прежде всего непродуманностью - возвращённая в землю органика не может в принципе возместить ущерб почве, ведь основную массу питательных веществ мы выносим из почвы нашими урожаями. Чтобы всё работало, как минимум, мы должны возвращать в землю соизмеримое с собранным урожаем количество органики в виде плодов, корневищ и ягод, а не траву и ботву растений. Но это сделает всю технологию бессмысленной. Поэтому вы решили остановиться на методе Миттлайдера, чтобы не истощать почву вообще, а кормить растения самим. Тем более смеси митлайдера специально подбирались так, чтобы растения могли полностью усвоить все внесённые удобрения, и прекрасно расти. Прошло два года - совершенно не жалеем. Так что удачи в начинании! :) Мы написали несколько статей о методе, почитайте обязательно: http://legom.info/blog/tag/mittleider-metod/.

Насчёт дёрна... Нам вспоминать страшно: мы прошли через очистку огорода от дёрна, когда начали заниматься огородом. На большей части огорода у нас рос пырей и похожая травка густой щёткой, так как её тоже постоянно косили. Мы воспользовались советом Т.Угаровой - сняли дёрн как скальп с земли. То есть лопатой нарезали квадратиков, размером примерно 30х30см и вилами шаг за шагом снимали с поверхности это куски, складывая их верх тормашками аккуратно в виде высокой грядки. Вот ссылочка на описание результата: http://legom.info/blog/2009/5/31/1/#artimage-7. На полученных "грядках" мы успели вырастить тыкву и батат за два года. :)

Ответить
оксана, 13 Фев 2011 в 12:13 #

спасибо Полина, твердо решила в этом году расчистить хотя бы часть участка сняв дерн, и обязательно попробую применить метод Митлайдера!

Ответить
Анна А., 16 Мар 2011 в 08:19 #

Здравствуйте, огромное спасибо за ваш сайт. Летом с мужем ездили в Анапу и заезжали к моему деду в г. Крымск. У него-то мы и узнали про батат, и попробовали его на вкус. Очень понравилось. И на пробу взяли клубень себе домой, а живём мы в Западной Сибири в г. Новосибирске. У нас за городом есть небольшой участок 5 соток. Сначала думали выращивать батат в парнике, но прочитав ваши советы и рекомендации решили сделать именно так. Я вообще в садоводстве новичок.
Сейчас 16 марта, а наш батат дал ростки уже около 15 см. Ростки хорошие, без признаков голодания или избытка. Подскажите, что делать далее. Обрезать росточки и укоренять уже можно или ещё рановато, так как высаживать его в грунт у нас в Сибири можно будет в конце апреля.

Ответить
Кирилл Маврешко, 16 Мар 2011 в 11:34 # 

Здравствуйте, Анна. Рады что и вы решили попробовать вырастить батат у себя! Надеемся, сорт прорастающего у вас клубня достаточно скороспелый.

По срокам высадки: насколько я знаю, последние заморозки у вас в конце мая, как и у нас. Тогда и сажайте черенки. В принципе, можно и раньше, но тогда обязательно под плёнку, иначе первый же заморозок может их убить. Мы собираемся сажать его 10-20 мая, под плёнку, пока не минуют заморозки. А перед этим, за две недели, планируем укрыть землю плёнкой, чтобы прогреть её.

Про черенки - смотрите по площади посадки. В этом году мы хотим посадить батат так, чтобы на каждое растение приходилось 0,35 м2. Т.е. на сотку надо примерно 285 растений. Чем больше хотите посадить, тем интенсивнее вам надо его сейчас размножать. Т.е. срезать черенки, укоренять, срезать черенки с укоренённых черенков, тоже укоренять и т.д. :) Процесс пойдёт быстрее при хорошем освещении, питании и в тепле.

Ответить
Анна А., 16 Мар 2011 в 19:41 # 

Спасибо большое за ценный ответ, а то я думала, что маловато одного клубня для размножения. Про сорт мой дед, к сожалению, ничего не знает. У него, кстати, в Крымске люди практически не знают про батат и сильно удивляются тому, что растёт у него в огороде.
А не могли бы вы мне ещё подсказать, если не затруднит про калькулятор смеси № 2а. Маленько не понятно про содержание серы в смеси.

Ответить
Кирилл Маврешко, 17 Мар 2011 в 14:00 # 

Я думаю, что благодаря простым огородникам батат ещё станет популярным и лучше адаптируется к нашим условиям. Если уж на то пошло, картофель и помидоры - тоже южане, причём родом из тех же самых мест, что и батат. Например, томаты в наших краях стало возможно выращивать совсем недавно - около 50 лет назад, если мне память не изменяет. Батат очень популярен во всём мире, так что я не сомневаюсь, что станет популярным и здесь. Тем более, что это не ананас какой-нибудь, выращивать его здесь можно без проблем. Мы познакомились недавно с человеком, который батат в Красноярске (!!!) выращивает, и он полон энтузиазма. Так что всё ещё впереди, я уверен.

А про серу почитайте в этом комментарии.

Ответить
Евгений (Республика Алтай), 9 Ноя 2011 в 16:33 # 

Уважаемая Анна!Очень хочется узнать о результате выращивания!Я давно мечтаю о посадке батата-живу в республике Алтай.Если не трудно напишите пожалуйста..!

Ответить
Анна А. (Новосибирск), 9 Ноя 2011 в 18:22 # 

Здравствуйте, Евгений! На Алтае у Вас должно всё получиться, так как потеплее всё-таки, чем у нас. С одного клубня здоровых получилось 4 ростка. Весной немного подморозило наш батат, хотя и накрывали его укромным материалом, но он очень хорошо оклимался. Сажали в прогретую землю в середине мая. Для этого вскопали грядку и обернули её плёнкой, с боков прикопали. Всё это дело постояло немного. Потом вырезали дырки в плёнке сверху и воткнули наши росточки. Временно поставили дуги и укрыли укрывным материалом. Потом укрывали только на ночь, так как холодная весна была. А так всё лето простоял батат открытым. Хочу сказать, что он очень неприхотлив. Поливать часто не надо, так как влага под плёнкой долго сохраняется. Поливали прямо под корень.Выросло у нас 3-4 кг со всех кустов.Очень много мелких клубней, не хватило летних дней, но есть и крупные. Надеюсь на след. год больше будет. Удачи, не бойтесь пробовать и всё получиться!

Ответить
Евгений (Республика Алтай), 4 Дек 2011 в 06:38 # 

Огромное спасибо за подробный рассказ!И,если Вам не трудно,подскажите пожалуйста где можно приобрести посадочный материал?

Ответить
Анна А. (Новосибирск), 4 Дек 2011 в 17:06 # 

Здравствуйте, Евгений! К сожалению не знаю где можно приобрести посадочный материал, так как мы сами привозили один клубень от деда из Краснодарского края. Мы даже не знаем какой у нас сорт: скороспелый или нет. Если хотите мы сможем Вам выслать, но только весной или летом, когда будет плюсовая температура и, если наш урожай не пропадёт.

Ответить
Евгений (Республика Алтай), 8 Дек 2011 в 08:16 # 

Здравствуйте Анна!Огромное спасибо за Вашу доброту и отзывчивость!Вы подарили мне НАДЕЖДУ,уже очень давно я мечтаю о посадке батата..!Буду рад даже единственному ростку..,обязательно всё оплачу!Буду ждать весны с большой надеждой и,дай Бог,всего хорошего Вам и вашему урожаю!

Ответить
Анна А. (г. Новосибирск), 9 Май 2012 в 13:19 # 

Здравствуйте, Евгений. Если Вы ещё не приобрели батат, то у меня появилась возможность выслать клубень батата бесплатно (т. Оставьте свой эл. адрес. Все подробности будут там.

Ответить
Евгений (Республика Алтай Шебалино), 12 Май 2012 в 10:19 # 

EVGENIY0480@YANDEX.RU Огромное спасибо Анна
!Буду очень благодарен!

Ответить
Галина (город Новосибирск), 16 Фев 2012 в 07:29 # 

Уважаемая Анна, можно ли купить у Вас посадочный материал батата? С уважением, Галина. г. Новосибирск.

Ответить
Анна A., 16 Фев 2012 в 10:10 # 

К сожалению весь наш урожай испортился, так как его нельзя хранить в погребе, а мы на время его туда положили. Батат любит храниться при плюсовой температуре.

Ответить
Лана (Новосибирск), 26 Май 2015 в 01:46 # 

Анна, мы в восторе от вашено нового опыта по выращиванию батат .Можно ваши координаты, тобы попросить 1-2 растения батата. если не трудно мжно сМс на тел. 8-913-95семь-ноль шесть-21.

Ответить
Дмитрий , 17 Мар 2011 в 01:43 #

Пробовал пленочную мульчу по Аллану, для морковки. Сорняки под прозрачной пленкой росли так интенсивно что сорвали ее и задавили морковку. Достать сорняки из под пленки проблематично. Получается что для использования прозрачной пленки нужно землю тотально отравить гербицидами. Либо использовать только черную пленку, но ее эффективность в Сибири под вопросом. Если вы испольуете прозрачную пленку для батата то как боретесь с сорняками?

Ответить
Кирилл Маврешко, 17 Мар 2011 в 13:24 # 

Хороший вопрос. Начну с того, что заливать гербицидами ничего не нужно. Мы стали использовать плёнку не в первый год. Участок был уже достаточно чистым, без сорняков в проходах, поэтому и на грядах их много не всходило. Второй фактор - ленточное внесении удобрений в центр гряды, которое сильно затрудняет всхожесть семян сорняков (см. осмос). А те немногие, кто всё же прорастал, уничтожались пропольником или руками в самом начале роста.

А вот на только что очищенной земле (или если сорняки растут где-то поблизости) действительно с прозрачной плёнкой тяжело. Сорняки под плёнкой растут как очумелые.

Этот год будет у нас годом экспериментов. Мы хотим попробовать и прозрачную плёнку, и чёрную, а потом сравним. Вполне возможно, что урожайность с чёрной плёнкой будет ниже, но если при этом будут ниже и трудозатраты, а урожай всё равно больше чем без плёнки - почему бы и с чёрной не выращивать?

Есть ещё один выход. Сейчас выпускают специальную чёрную плёнку, которая непроницаема для видимого света, но пропускает инфракрасное (тепловое) излучение. Т.е. под ней кромешная тьма, но солнце прогревает почву так, словно она прозрачная. Если удастся найти такую, лучше брать её. Но мы особо не надеемся :)

Ответить
Олег, 26 Апр 2011 в 14:25 #

Привет северу Башкирии с юга Удмуртии! :-)

Здравствуйте, Полина и Кирилл!
В поисках батата вышел на ваш сайт - Александр Воробьев из Винницы в телефонном разговоре рассказал мне о вас. Приятное соседство! Я из Сарапула.
Хотел узнать, есть ли возможность приобрести у вас пару
ростков батата чтобы не ждать до следующего сезона?
Спасибо.

Ответить
Полина Маврешко, 26 Апр 2011 в 15:36 # 

Здравствуйте, Олег!
Очень приятно :)
Да, у нас найдётся парочка черенков батата для Вас.
Я написала Вам письмо, примите почту.

Ответить
Павел, 17 Май 2011 в 08:49 #

Здравствуйте! Я купил батат для своего сада "Rot" и "Gelb". Подскажите, пожалуйста, его лучше выращивать как комнатное растение или высадить в сад? Уход за ним такой же, как и за простым бататом? Зарание благодарен.

Ответить
Наталья (Луганск, Украина), 22 Июл 2011 в 17:44 #

Купила по случаю комнатный цветок - как сказала продавщица - ипомея комнатная. Я полезла в интернет - оказалось, что это - батат сорта "Блеки", с черными рассеченными листьями. У меня вопрос - он дает съедобные клубни, или он чисто декоративный?

Ответить
Кирилл Маврешко, 22 Июл 2011 в 17:55 # 

А как именно Вы поняли, что это действительно батат? На нём ведь сорт не написан :) Только по картинкам? Так картинкам веры нет - разновидностей десятки тысяч, и отличать их по внешнему виду - гиблое дело. И цветами, и листьями, батат может очень сильно походить на декоративную ипомею. Может у Вас на самом деле обычная ипомея?

Ответить
Наталья (Луганск), 28 Июл 2011 в 14:03 # 

Спасибо за ответ. Конечно, когда придет время пересадки, я посмотрю, если там клубни:). А выглядит он вот так http://sdelaysad.com.ua/statiy/neprivychnaya-ipomeya.html (верхняя картинка). Если верить тексту, то там клубни должны быть, но непонятна путаница с названиями. То ли это ипомея, то ли батат. Похоже, они сами не знают:).

Ответить
Зоя (Украина), 29 Авг 2011 в 13:27 #

При всем уважении к авторам, но на фото не перец, а базилик (на более дальник растениях он уже цвести начинает)

Ответить
Кирилл Маврешко, 29 Авг 2011 в 13:46 # 

Зоя, спасибо за замечание! Действительно, на фото - базилик. Автор фото так и писал, это мы немного напутали.

Ответить
Любовь (Украина. г.Новгород-Северский), 3 Сен 2011 в 01:45 #

Здравствуйте, Кирилл! Я тут почитала все, что вы пишите про батат. Дело в том, что нам сын привез клубень батата розового цвета и белый внутри да еще и с ростками( он купил его на выставке в Киеве). И я не знаю, что с ним делать сейчас. Я прочитала в интернете, что проращивать надо в феврале, а сейчас сентябрь(клубень прошлогодний).Я не знаю можно ли сохранить клубень до весны(если он прошлогодний) и вообще, что мне с ним делать? Может его просто "впарили" сыну на той выставке, а он никуда не годен? Спасибо вам заранее за ответ.

Ответить
Кирилл Маврешко, 3 Сен 2011 в 11:44 # 

Здравствуйте, Любовь!

Ну, для начала, если сын купил его на выставке в Киеве - значит, ему ничего не "впарили", и на руках у Вас сейчас есть батат, способный вырасти в вашем климате. Это уже хорошо, и батат у Вас - "годный". Для сравнения, в магазинах, например, могут продавать батат откуда-нибудь из ЮАР, которому для созревания надо 10 месяцев, и такой батат выращивать не стоит. :)

Вы уверены, что клубень - прошлогодний? Если уверены - ставьте его на проращивание прямо сейчас, т.к. есть риск, что ещё год он храниться не сможет. Зимой растите его как комнатное растение, а весной порежете лозы на черенки для посадки. Как проращивать батат, мы уже писали ранее.

Ответить
Любовь (Украина. г.Новгород-Северский), 5 Сен 2011 в 23:55 #

Спасибо большое, Кирилл! Я поставлю клубень на проращивание. Он действительно прошлогодний(так сказал сыну продавец батата). Всех благ Вам!!!

Ответить
Игорь (Харьков), 18 Сен 2011 в 21:30 #

Добрый день!!!
Сообщите пожалуйста ваш мейл.

Ответить
Полина Маврешко, 18 Сен 2011 в 22:07 # 

Здравствуйте, Игорь! Если что-то сугубо личное можно писать на lovkam@gmail.com. Но вообще лучше, конечно, тут писать, чтобы в случае чего и другие могли почитать.

Ответить
Ольга (ст.Келермесская), 23 Ноя 2011 в 14:37 #

Здравствуйте!Подарили нам две головы батата,велели держать в тепле,сомневаюсь-доживут ли до весны?Когда лучше их начинать проращивать? Мы живём в Адыгее.

Ответить
Полина Маврешко, 23 Ноя 2011 в 17:46 # 

Здравствуйте, Ольга! Есть ли какие-то причины почему батат может не дожить до весны? В принципе, он очень хорошо хранится, если не подмёрз и вылечен. В любом случае в тепле Ваш батат начнёт потихоньку прорастать и без специального проращивания. Где-то в марте-апреле, в зависимости от того, сколько черенков Вы планируете высадить, можно начинать проращивать клубни во влажном субстрате. Почитайте статью Выращивание рассады батата дома, там подробно описано как, что и когда делали мы.

Ответить
Сергей (Пенза), 12 Дек 2011 в 12:03 #

Доброго времени суток
в первые батат попробовал в Египте. сразу пришёл от него в восторг! казалось бы картоха а какая вкусная !
позже услышал что Курдюмов у себя успешно выращивает его.
Но вот только сейчас предпринял шаги для поиска информации по нему в интернете.
Скажите вы высылаете Батат почтой ?
если нет можно ли к Вам приехать посмотреть ну и закупить посадочного материала ?

Ответить
Полина Маврешко, 12 Дек 2011 в 14:13 # 

Здравствуйте, Сергей!
Да,мы можем послать батат почтой, но только теперь весной с апреля (скорее всего черенками, а не клубнями). Зимой он замёрзнет.

А насчёт приехать.. Ну не знаю, столько километров между нами :)
У нас сейчас есть на продажу только два сорта (Женьшень и Победа), а весной, возможно, будет 9 сортов батата (черенки).

Ответить
Никоноров Валерий (Львовская обл Украиа), 31 Дек 2011 в 17:45 #

Здравствуйте!
Располагаете ли Вы данными о возможности выращивания батата
под соломой?

Ответить
Полина Маврешко, 23 Янв 2012 в 13:10 # 

Здравствуйте, Валерий! Извините, что так поздно, новый год, праздники - отвлеклись и забыли.

Имеет смысл выращивать батат под соломой только с целью мульчирования в очень жарком климате. Батат очень любит, когда у него корни в тепле, а солома не даст прогреваться почве, что может снизить урожаи. Поэтому смотрите и решайте сами.

Ответить
Евгений (Владивосток), 10 Фев 2012 в 05:15 #

Полина, здравствуйте!
Спасибо вам за прекрасный сайт.
Давно мечтаю выращивать Батат.
Теперь прочитав об Вашем удачном опыте, решил попробовать его вырастить по Вашей схеме.
Возможно ли весной заказать у Вас рассадный материал?

Ответить
Полина Маврешко, 10 Фев 2012 в 21:43 # 

Здравствуйте, Евгений! Мы сейчас точно сказать не можем, как много будет у нас посадочного материала весной. Напишите нам попозже (в конце марта-апреле), можно на эл.адрес lovkam@gmail.com.

Ответить
Олег (Марий Эл), 10 Фев 2012 в 20:52 #

Я тоже хочу батат. Помогите удовлетворить мое желание. Хотя бы одну Победу. 89177136629-тел.

Ответить
Полина Маврешко, 10 Фев 2012 в 21:39 # 

Здравствуйте, Олег!
Если Вы обращаетесь с просьбой именно к нам, пишите на lovkam@gmail.com.

Ответить
Евгений (Красноярск), 23 Май 2012 в 23:16 #

Здравствуйте!
Помогите разобраться чем болен батат. Листья желтеют, из центра листа идут бурые пятна. Рассада стоит на подоконнике
вот фото пораженных листьев:
http://s019.radikal.ru/i643/1205/dc/b32bc9523d96.jpg

Ответить
Кирилл Маврешко, 23 Май 2012 в 23:37 # 

Здравствуйте, Евгений. Он не болен, а просто голодает. Очень похоже на дефицит фосфора, возможно ещё и калия.

Ответить
Евгений (Красноярск), 24 Май 2012 в 20:59 # 

спасибо, полил удобрением с микроэлементами

Ответить
Анатолий (пос. Южно-Курильск, Сахалинская область), 21 Июн 2012 в 07:38 #

Здравствуйте, Полина! Прочтя статьи о батате, на Вашем замечательном сайте, загорелся желанием развести его. Живу на Курилах, на острове Кунашир. Климат не очень жаркий, правда и морозов больших нет. Не могли бы Вы поставить меня на очередь на семенной материал, желательно из Ваших новых приобретений, с коротким сроком вегетации. К сожалению посылка идет к нам очень неспешно, обычно месяц. Клубни то дойдут, наверное? С уважением, Анатолий.

Ответить
Анатолий (Кунашир), 23 Июн 2012 в 03:48 # 

Уважаемые Кирилл и Полина. Хочу заказать ростки батата через интернет. Поскольку живу далеко (Курилы), и посылки идут медленно (около месяца), беспокоюсь, дойдут ли они в сохранности? Не подскажете как проходил процесс покупки в «Thompson & Morgan»? Как долго шли ростки, все ли выжили? Были ли проблемы с таможней (вероятно фирма в сопроводительной документации к посылке предоставила фитосанитарный сертификат)? С уважением, Анатолий. Спасибо за Ваш замечательный сайт!

Ответить
Анатолий (Кунашир), 23 Июн 2012 в 04:12 #

Немного почитал сайт интернет-магазина. К сожалению, «Thompson & Morgan» не поставляют за пределы Великобритании, поэтому предыдущие мои вопросы безсмысленны, извините. Одна надежда на Вас.

Ответить
Полина Маврешко, 23 Июн 2012 в 09:03 # 

Здравствуйте, Анатолий! Мы к сожалению, пока ничего не можем сказать об условиях распространения имеющихся у нас сортов батата. В этом году у нас в целом посадок батата мало, к тому же каждому сорту мы выделили всего по грядке. Что-то сказать мы сможем только после сбора урожая. Напишите нам в начале сентября, тогда будет уже более ясно что и как.

Ответить
Наталья (Украина, Луганск), 22 Авг 2012 в 02:11 #

И снова я со своей "комнатной ипомеей". Это все-таки батат. Делюсь результатами. Весной пересаживала свой батат в свежую землю - разросся очень. Клубней не было. Буквально неделю назад решила его полностью обновить - старый куст выбросить, а новые черенки посадить, и оппа - в горшке обнаружился клубень размером с крупную картофелину. Кожица темно-розовая, мякоть белая. Пробовали его сырым - на вкус как сладковатая капустная кочерыжка. Потом запекли в фольге - вкус получился средним между тыквой и картошкой
Итого по времени клубень отрастился в промежутке с апреля по август. Неплохо. В мае я посадила два черенка на клумбу, для красоты. Сейчас это два пышных куста, растут перед подъездом в полутени, в плохой земле, практически без ухода (поливаю, когда сильно сухо). В сентябре-октябре посмотрим, что они родят в таких спартанских условиях. Как видно, растение неприхотливое. Зато в следующем году посажу в огороде, со всеми условиями. Буду рада, если такой странный опыт тоже кому-то пригодится).

Ответить
Юлия (Украина, Алчевск), 30 Авг 2012 в 13:57 # 

Наталья, здравствуйте. Я живу в Алчевске. Можно ли с вами связаться? Мой адрес poberejgnuk_uv@bigmir.net

Ответить
Юлия (Украина, Алчевск), 30 Авг 2012 в 14:00 #

Кирилл и Полина. Я хочу сказать большое спасибо за ваши старания. То что вы делаете, очень помогает начинающим огородникам. Весной буду сажать все в первый раз, а пока собираю информацию, ищу удобрения и размечаю огород. Удачи вам.

Ответить
Кирилл Маврешко, 30 Авг 2012 в 21:11 # 

Юлия, спасибо большое за добрые слова! Нам очень приятно.

Ответить
Кирилл Маврешко, 30 Авг 2012 в 21:12 # 

И Вам тоже удачи в Ваших начинаниях. Всё получится!

Ответить
Ольга (Уфа), 30 Авг 2012 в 19:29 #

мне сказали что от батата разведутся кроты огороду не сдобровать, что вы на это мне расскажете? очень хочется батат вырастить,но страшновато

Ответить
Кирилл Маврешко, 30 Авг 2012 в 21:10 # 

Здравствуйте, Ольга!

Это смешно. В России бататоводов можно по пальцам пересчитать, да и те начали выращивать культуру совсем недавно. Неужели вы думаете, что за это время накопился какой-то большой опыт? В интернете 90% о батате - это бред, а ещё 9% - полный бред. Почти всё что я читаю (а я уже два года подписан в Google на получение всех ссылок где упоминают батат) - это не более чем замаскированный плагиат из Википедии и высосанное из пальца творчество "копирайтеров" (это такие люди, которые за деньги пишут статьи на какую угодно тему - от батата до жизни фараонов Египта - и получают оплату за число слов. Сами они темы не знают и в основном копируют куски текста с разных сайтов, разбавляя собственным вымыслом. Часто они даже сами огородниками представляются. Смысл конечной статьи им не важен, т.к. поисковые машины его всё равно понять не способны).

Не верьте этой чуши. Если уж говорить о кротах, у нас на территории участка и на соседних тоже - кроты весьма распространены! У всех соседей понаставлены всякие "отпугивалки". Но у нас на бататовых грядках (да и не только на них) мы кротов или нор не видели никогда. И никогда они не повреждали клубни.

Ответить
Ольга (Уфа), 31 Авг 2012 в 14:30 # 

спасибо,успокоили конечно.вот теперь мне нужно купить клубеньки.я так поняла вы из Уфы,хочу хочу и еще раз хочу ,,,батат посадить

Ответить
Полина Маврешко, 10 Окт 2012 в 18:30 # 

Здравствуйте, Ольга! Извините, что так долго не отвечали. Мы написали пояснительную статью о распространении батата.

P.S. Нет, мы не из Уфы. г.Агидель.

Ответить
олег (ивановская область), 22 Июн 2015 в 00:15 # 

здравствуйте Кирилл!прошу Вас,если возможно,рассказать мне как выращивают по миттлайдеру картофель.Угарова упоминает,что это не совсем подходящая культура для выращивания по миттлайдеру!но мне это очень интересно.скачал статью из интернета,но она вызывает сомнения-слишком большие там вносятся дозы удобрений для подкормок.4 подкормки по50гр.и вообще мутновато как-то написано!

Ответить
Гульсина (Екатеринбург), 31 Авг 2012 в 10:02 #

Здравствуйте,Полина! В этом году нам выделили участок и мне бы очень хотелось попробовать вырастить батат. Хотелось бы узнать можно ли у Вас купить клубеньки батата.

Ответить
Полина Маврешко, 10 Окт 2012 в 18:28 # 

Здравствуйте, Гульсина! Простите за долгий ответ. Мы написали пояснительную статью о распространении батата.

Ответить
Валентина (Ростов на Дону ), 28 Сен 2012 в 10:56 #

Здравствуйте . Куплю батат . Кто может предложить ? Спасибо .

Ответить
Полина Маврешко, 10 Окт 2012 в 18:27 # 

Здравствуйте, Валентина! Мы написали пояснительную статью о распространении батата. Возможно, в ближайшее время появятся предложения.

Ответить
Евгения (г. Владивосток), 30 Сен 2012 в 16:47 #

Хочу купить батат и попробовать вырастить в Приморье.
Вас порекомендовали с Виницы.

Ответить
Полина Маврешко, 10 Окт 2012 в 18:23 # 

Здравствуйте, Евгения! Извините, что долго не отвечали. Мы написали пояснительную статью о распространении батата

Ответить
Оксана (Нижегородская область, город Арзамас), 10 Окт 2012 в 12:46 #

Здравствуйте!Я тоже хочу купить Батат. Помогите а приобретении.

Ответить
Полина Маврешко, 10 Окт 2012 в 18:21 # 

Здравствуйте, Оксана! Мы написали небольшую статью о распространении батата в этом году. Надеюсь, в ближайшее время появится больше возможностей приобретения батата.

Ответить
Аксинья (г. Темрюк), 28 Окт 2012 в 08:55 #

Здравствуйте!. Посадила для красоты ипомею батат. Была в восторге от такого обильного разрастания. Как красиво смотрится это растение в подвесных кашпо. А теперь холода не за горами, как сохранить эту красоту на следующий год? заранее спасибо.

Ответить
Галина (Хабаровский край), 17 Мар 2013 в 04:55 #

Здравствуйте! Прошу помочь в приобретении посадочного материала батата. Давно хотела его развести, но не могла найти посадочного материала, а сейчас неожиданно нашла в инете Ваши статьи и вот решилась написать Вам, Ответ прошу отправить на эл почту. С уважением Галина.

Ответить
Полина Маврешко, 21 Мар 2013 в 12:22 # 

Здравствуйте, Галина! В этом году мы не можем рассылать батат, но Вы можетет обратиться к другим бататоводам. Их контакты мы собрили здесь: http://legom.info/exchange/sweetpotato/.

Ответить
Александр Румянцев (Саратовская обл. г.Петровск), 29 Мар 2013 в 01:30 #

Здравствуйте! Какой прекрасный сайт! У меня вопросов пока нет, но есть небольшой опыт. 3 черенка батата мне подарили знакомые осенью 2011, укоренённые в пластиковых стаканах. Так они и прожили на окне до весны, а весной (в начале марта) вдруг стали быстро расти. Отрезав верхушки, укоренил (подрезав листья и слегка подсушив срезы). Снова в рост пошли боковые побеги и уже к середине мая было около 2-х десятков растений. 10 из них перешли на грядку, остальные раздал. Урожай получил по 4 кг скуста. Не надеясь сохранить клубни, укоренил 3 верхушки и вот сейчас уже 7 отростков. дожидаются лета... Черенки срезаются не короче 12см,тогда они легко укореняются, причём сразу в грунте. А клубни, которые не съели, сохранились при 20 град., но после Нового Года сильно обрасли. Всем энтузиастам желаю удачи, авторам сайта, к тому же, огромное спасибо!

Ответить
Наталья (Энгельс), 10 Апр 2013 в 21:54 #

Aлександр,не будет ли у Вас хотя бы парочки черенков или клубень батата на продажу.У всех распространителей посадочный материал уже закончился.Нигде не могу найти,а так хочется.Я из Энгельса.

Ответить
ольга (новосибирск), 7 Май 2013 в 09:53 #

добрый день, Я так впечатлилась комментарием, что не могу не спросить, а у Вас приобрести ростки батата можно?

Ответить
Paul (Краснодар), 7 Май 2013 в 12:18 #

На снимке "Базилик под плёночной мульчей на участке Кена Аллана:" - базилик на втором плане снимка, а на первом видны верхушки амброзии, причём довольно мощные кусты. Судя по снимку заросли амброзии окружают весь огород и настолько мощные, что сам Кен даже не борется с ним и она растёт у него на обочине его огорода и по всей видимости делее на сколько хватит глаз. В Краснодарском крае амброзия растёт полями и её невозможно уничтожить - это опаснейший сорняк и алерге. В связи с потеплением климата он разрастается сейчас по всей России из Краснодарского края. И встречается уже в Москве и Казани.

Ответить
Лариса (Белгородская область), 9 Авг 2013 в 23:01 #

Полина, здравствуйте! У меня срочный вопрос. В этом году мой батат сильно закустился. Прошли продолжительные дожди, длинные плети плетутся и укореняются. Не нужно ли их обрезать, чтобы сохранить силы для клубней?

Ответить
Полина Маврешко, 10 Авг 2013 в 11:18 # 

Здравствуйте, Лариса. Плети обрезать не нужно. Нужно их периодически поднимать и отрывать от земли, не давая укорениться.

Ответить
Ляксандр (Карелия), 4 Сен 2013 в 20:23 #

Интересная статья. А то меня тут знакомый американец спросил, люблю ли я есть сладкую картошку ( Yam ), а я ни сном, ни духом про такое чудо природы. И вот нашёл подробную информацию на вашем сайте. Оказывается, это батат! Правда, у нас в Карелии вряд ли он сможет расти. Лето слишком короткое. И не всегда достаточно тёплое. Ещё смущает сам термин "сладкий картофель." Ведь по нашим представлениям, если картофель имеет сладкий привкус, значит он подмёрз, то есть испортился. После этого трудно, наверное, привыкнуть к такому продукту?

Ответить
Ирина (Курск), 14 Сен 2013 в 15:51 #

Здравствуйте.я могу поделиться посадочным материалом.живу в Курске.у меня 3 сорта победа-100,жен-шень розовый,пурпурный.на следующий год будет 11 сортов.копать буду в октябре.

Ответить
Лариса (Белгородская область), 18 Сен 2013 в 10:53 # 

Ирина, как с вами связаться?

Ответить
Ирина (Курск), 18 Сен 2013 в 13:07 # 

Просто напишите. может фотографии урожая нужны-они будут в начале октября.сейчас есть фото посадок.нужно написать про свой опыт выращивания?

Ответить
Лариса (Белгородская область), 18 Сен 2013 в 17:03 # 

Ирина, а куда написать то? Где ваш адрес? Меня интересует сорт джорджия джет, который тут называли манчжурским неизвестным. И где фотографии посмотреть?

Ответить
Полина Маврешко, 20 Сен 2013 в 13:53 # 

Здравствуйте, Лариса! Джорджия Джет и Маньчжурский неизвестный два совершенно разных сорта.

Ответить
Лариса (Белгородская область), 18 Сен 2013 в 10:51 #

Здравствуйте! Сегодня копаю батат. Кусты очень пышные, видимо из за влажности. На некоторых клубнях уже выросли новые ростки. Будут ли такие клубни храниться?

И еще вопрос. Надо ли мыть клубни перед хранением и лечением? Чистые (непоцарапанные)помытые клубни успешно пролежали у меня всю зиму. Храню в прохладной комнате в низких картонных коробках. А вот поврежденные клубни пропали очень быстро

Ответить
Полина Маврешко, 20 Сен 2013 в 13:55 # 

Ростки, по идее не должны как-то повлиять на хранение.
Клубни лучше помыть и высушить, земля - среда для размножения бактерий и грибков.

Ответить
Лариса (Белгородская область), 18 Сен 2013 в 16:59 #

Мне кажется, что я перепутала сорта. У меня победа и женьшень. В прошлом году посадила на разные грядки, все чин чинарем... Но когда стала копать то на обеих грядках были и розовые и светлые клубни. К весне они все стали светлыми и различить их было практически невозможно. Когда же черенки проросли, то я успокоилась. На одних клубнях они были красными, на других светло зелеными. Посадила опять на разные грядки. Так вот из светлых черенков у меня выросли в основном розовые по форме кривые клубни, а из красных черенков клубни получились светлые, в основном ровные, удлиненные. В принципе урожай одинаковый. Но больше, конечно, понравились клубни из красных черенков. Подскажите, пожалуйста, который из них сорт женьшень, а который победа?

Ответить
Полина Маврешко, 20 Сен 2013 в 13:59 # 

:) Да, в зависимости от условий роста клубни могут отличаться. Так, у нас выросли абсолютно разные клубни Маньчжурского в 2011 и в 2012 году.

Скорее всего светлые и длинные - это женьшень. Мякоть у него должна быть кремово-желтой. Красные черенки - это Женьшень.

Ответить
Лариса (Белгородская область), 20 Сен 2013 в 16:26 # 

Если красные черенки и светлые ровные клубни - это женьшень, то он меня порадовал больше, чем победа. Видимо для нашего климата он хорош!!! фото В тазике женьшень, в ведре победа.

Ответить
Полина Маврешко, 27 Сен 2013 в 15:44 # 

Да, Женьшень явно любит тепло и жару. У нас он самый плохой по урожайности...

Ответить
Лариса (Белгородская область), 20 Сен 2013 в 16:21 #

Полина! Большое спасибо за ответ. Я немного виновата перед вами, так как получив в прошлом году сорта, не отчиталась за урожай. Разрешите восполнить пробел.

У меня узкие грядки, чернозем. Удобрения я не применяю. По всей длине грядок сделала траншеи и завалила их сухой и свежей травой ( в том числе и пыреем). Разровняла, присыпала землей и посадила черенки длиной 25 см в один ряд на расстоянии 30-35 см. Поливала совсем немного. Подкармливала пару раз ЭМ настоем. Урожай получился хороший, но неравномерный. При выкапывании много клубней повредила. На вкус понравился ОЧЕНЬ. Отделила целые клубни от поврежденных и убрала под кровать в прохладной комнате. Половина поврежденных клубней у меня погибла. Зато когда я в марте достала коробку с целыми клубеньками (кстати я их не мыла, копала в сухую погоду и они были сухие), то была поражена их чистоте и целости. Картошка так не хранится. В марте положила на проращивание и... целый месяц ждала пока хотя бы проклюнутся черенки.

В результате я в этом году опоздала с посадкой. Сажала совсем маленькие черенки в конце мая, а досаживала вообще в середине июня.

Но урожай порадовал. В этом году у меня уже был капельный полив. Вот только беда - жрут мои клубенечки хрущи, медведки и, возможно, мыши...

На следующий год доставать клубни на проращивание буду в январе.

Ответить
Тамара (Луганск), 8 Окт 2013 в 09:17 #

Добрый день, Полина! У меня к Вам вопрос. Первый раз посадили и собрали батат. Убирали после первых заморозков, в этом году у нас они рано - в конце сентября. Копать пришлось мокрую землю, потому что перед похолоданием прошли сильные дожди, соответственно клубни были не просто грязные, а с комьями земли. По незнанию мыли на следующий день, чуть просушили от влаги и разложили в полиэтиленовые пакеты, убрали в комнату на шкаф. За неделю проветривали два раза, влаги на стенках не было. А сегодня сняли их, чтоб убрать на хранение - а там уже ростки на некоторых клубнях. Скажите, повлияет ли это на хранение или лучше такие клубни съесть в первую очередь?

Ответить
Полина Маврешко, 12 Окт 2013 в 15:53 # 

Здравствуйте, Тамара! У нас в квартире достаточно тепло, поэтому каждую зиму клубни прорастают. На хранение это никак не влияет, если клубни не мелкие. (У нас до сих пор есть клубни урожая 2012). Съесть в первую очередь следует повреждённые клубни, если "раны" глубокие.

Ответить
РОМАН (МОСКВА), 11 Окт 2013 в 23:56 #

ОБРАЩАЮСЬ К ВСЕМ ... КАК И ГДЕ ПРИОБРЕСТИ ПОСАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ...БОТАТА..И КАКАЯ ЦЕНА..

Ответить
Полина Маврешко, 12 Окт 2013 в 15:49 # 

Здравствуйте, Роман. Загляните сюда.

Ответить
Лариса (Белгородская область), 19 Окт 2013 в 12:43 #

Здравствуйте! Срочно нужна консультация!!!! Сегодня получила посылку с джорджия джет (1клубень) и тайнунг (два клубня). У джоржии и одного тайнунга мягкие кончики, намечается гниль на кончиках. Что мне делать? ОбрЕзать и полечить? Или заложить на проращивание прямо сейчас? Боюсь, как бы до весны не погибли...

Ответить
Полина Маврешко, 19 Окт 2013 в 16:24 # 

Здравствуйте, Лариса! Если клубень у Вас только один, наверное, лучше его проращивать уже сейчас (или попозже, следя за состоянием). И растить как комнатное растение.

Ответить
Лариса (Белгородская область), 19 Окт 2013 в 17:37 # 

Спасибо, Полина! Я все таки отрезала мягкие кончики, сбрызнула водой и положила в пакет. В теплое место. Буду следить. Если появятся почки, положу на проращивание... Хоть бы до декабря дотянуть...

Ответить
Максим (Белгород), 10 Дек 2013 в 22:39 #

Здравствуйте, помогите приобрести батат.

Ответить
Полина Маврешко, 11 Дек 2013 в 17:22 # 

Здравствуйте, Максим! Вы можете обратиться к бататоводам здесь.

Ответить
Виктор Козлов (Уфа), 17 Фев 2014 в 06:46 #

Давно хотел попробовать батат, но ехать за ним куда-то не получалось. Стройка... Почта меня ни разу качеством доставки не порадовала, поэтому заказывать что-то живое с почтовой доставкой не вижу смысла (тем более зимой). Живу в Уфе, поэтому ссылка на Башкирию порадовала. Сообщите в личку как с Вами связаться для покупки клубней. Только не отправляйте, как всех, в Краснодар и Воронеж. Нужен башкирский адрес.
Виктор
borodauf@mail.ru

Ответить
Альбина (Сарапул), 25 Апр 2014 в 11:51 #

Подскажите, пожалуйста Ваш башкирский адрес, мы рядом с Вами, очень бы хотелось приобрести. И можно Ваши конт. телефоны,
Спасибо!
albi366@yandex.ru

Ответить
олег (ивановская область), 27 Июн 2014 в 14:31 #

ответьте мне пожалуйста про удобрение ава.можно ли его использовать,как предпосевное по методу миттлайдера?есть ли у вас вообще хоть какие сведения об этом удобрении?

Ответить
Полина Маврешко, 27 Июн 2014 в 16:48 # 

Здравствуйте, Олег! Нет, у нас нет сведений об этом удобрении, никогда не использовали и вряд ли будем, поэтому посоветовать ничего не можем.

Ответить
Марина (Татарстан,город Нижнекамск), 22 Фев 2015 в 23:08 #

Я живу в Татарстане, тоже мечтаю приобрести батат, помогите пожалуйста!

Ответить
Андрей (Село Пшада, Геленджик), 16 Июн 2015 в 13:00 #

Добрый день.
В прошлом году пробовал выращивать батат, результатом было очень доволен. Заказывал клубни у соседей в Крымске. Но уезжал на зиму и не смог сохранить клубни на рассаду. Пошел в Ашан и купил какой-то батат (страну происхождения не помню). Поздновато начал рассаду выводить, но у нас тепло практически до ноября, так что успею.

Вопрос такой - с какими растениями на грядке батат уживается? Был ли опыт выращивания но одной грядке батата с чем-нибудь еще? У меня есть уже готовая высокая грядка под помидоры, я вот думаю, с помидорами высадить...

Ответить
Владимир (Украина, Николаев.), 10 Окт 2015 в 19:21 # 

Сегодня выкопал батат , который рос вместе с помидорами, разницы с тем, что был посажен отдельно нет.

Ответить
Андрей (Пшада), 11 Окт 2015 в 15:07 # 

Аналогичная ситуация. Выкопал батат, который был с помидорами - вполне нормальные клубни.

Ответить
Андрей (Пшада), 11 Окт 2015 в 15:07 #

Немного странное противоречие. В разделе посадка вы пишете, что под пленкой все ОК, так как к заморозкам чувствительны корни, а зелень может пережить легкий заморозок.
А в сборе вы пишете - как только ботва сляжет после первых заморозков.

Мой опыт подтверждает второе: первая ночь с инеем - и все, "досвиданиялистья"

Ответить
Татьяна, 1 Апр 2016 в 09:59 #

Вы неправы, что батата никогда не было.
В Винницкой и Хмельницкой областях Украины его выращивали в 50-е - 70-е, даже в магазинах он иногда был, но потом было решено, что это хлопотно и якобы "роскошь", а также не пригоден для транспортировки в северные республики. Потому его и забросили.

Ответить
Татьяна (Ростовская область), 19 Июн 2017 в 21:08 #

Недавно гостила в Канаде и попробовала этот овощ, очень понравился, и вкусный и питательный. Очень хочу купить для посадки на следующий год.

Ответить
Татьяна (Удмуртская Республика), 1 Май 2018 в 22:58 #

Здравствуйте Полина и Кирилл. Вернулись ли вы в огород? Очень хотелось бы получить от вас (если это возможно) батат раннего срока созревания. Мне приобрели клубни батата в московском супермаркете, но очень уж он медленно растёт и сорт я конечно же не знаю.Получила от него три черенка, посадила каждый в отдельный горшочек, но никакого движения не наблюдается - остановились в росте, что делать? Татьяна.

Ответить
Екатерина (Хакасия), 5 Апр 2019 в 14:46 #

Здравствуйте. Как называлось то видео, демонстрирующее посадку под плёнку? Не воспроизводится здесь

Ответить
ИЛЬЯ (Новосибирск ), 10 Мар 2023 в 20:14 #

Есть укоренившиеся черенки батата в пластиковой таре с грунтом,а также просто черенки на проращивание. плюс792314шесть73два3.

Ответить
MichaelTealm (Slovakia), 2 Май 2023 в 19:14 #

<a href="https://www.chemcook.com/">chemcook</a>

Ответить

Оставьте свой комментарий

Email:

Укажите свой e-mail, если хотите получать уведомления об ответах. На сайте он не показывается.

Калькулятор смеси № 2 Где достать батат

Разделы

Последние месяцы

Культуры на наших грядах