22 Марта 2010  

Подготовка грунта для посева и выращивание рассады

И хоть на улице зима, а ведь конец уж марта... Не будем ждать... Пора! Пора! Пора сажать рассаду!

И хоть на улице зима, а ведь конец уж марта… Не будем ждать… Пора! Пора! Пора сажать рассаду!

Мороз и солнце – День чудесный…
Ну где ж тепло Весны прелестной??
Но мы не будем унывать – 
Пора рассаду нам сажать!

И хоть на улице зима,
А ведь конец уж марта…
Не будем ждать… Пора! Пора!
Пора сажать рассаду!

И будет Наш кусочек Лета
Нас радовать, бодрить,
Чтоб пролетел, как миг, период
Тоскливейшей Зимы.

:-) Вот и подошло время, чтобы рассказать подробно о выращивании рассады в квартире по методу Митлайдера. В этой статье я попробую кратко рассмотреть все аспекты и тонкости, которые нужно знать каждому, кто хочет вырастить здоровую и крепкую рассаду у себя дома. Именно высокое качество рассады – это залог хорошего и обильного урожая. Ведь на начальных этапах роста и развития растения закладывается всё самое основное – потенциал будущего взрослого растения!

Грунт для рассады. Какой он?

Первое, что надо отметить – это то, что грунт для рассады должен быть достаточно беден, то есть содержать веществ по-минимуму, хотя многие огородники ошибочно полагают, что надо покупать обогащённый готовый грунт, с запасом питания на весь период роста растения.
Дело в том, что есть некоторые особенности:

  1. Семена трудно всходят, а порой и не всходят вовсе, если концентрация солей в грунте слишком высокая.
  2. Росткам необходимо совершенно другое питание, нежели уже взрослым растениям. Никому же не придёт в голову идея накормить новорождённого тарелкой «высокопитательного» борща? Дробное, частое кормление малыми порциями – вот что нужно молодым растениям.

Именно поэтому Миттлайдер использует искусственный грунт на основе опилок и песка, в соотношении примерно 3 к 1. Эта грунтовая смесь отвечает сразу нескольким требованиям к грунту для рассады:

  • Она достаточно бедна по химическому составу, и мы точно сможем знать: сколько и какие вещества будут в грунте после внесения предпосевных удобрений.
  • Она имеет прекрасные физические свойства: рыхлая, влагоёмкая, «дышащая».
  • В ней отсутствуют семена сорных трав, которые могут нести в себе заболевания, опасные для рассады.

Перед посевом, в грунт добавляется конкретное количество предпосевных удобрений, а сразу после всходов ростки поливаются только раствором смеси № 2а. Но об этом подробнее расскажу ниже.

Это вкратце о свойствах лучшего грунта для выращивания рассады, о которых пишет Т.Ю. Угарова в своей книге «Овощеводство на узких грядах».

Попробуем вырастить рассаду в грунте на основе опилок и песка?

Мы ещё не пробовали выращивать рассаду в грунте на основе опилок и песка. Так попробуем! :-) Честно, сами очень переживаем, получится ли… В прошлом году мы растили рассаду в самых разных грунтах:

  • смесь торфа и песка оказалось очень «жёсткой» и абсолютно не «дышащей». В этом грунте мы загубили всю свою капусту… К тому же, этот «торф» уже содержал в себе большое количество удобрений
  • смесь сфагнума и песка получилась достаточно хорошей по физическим свойствам, но абсолютно «грязной», так как купленный за бешеные деньги мох сфагнум содержал в себе ветки, листья, элементарную грязь. Этот грунт мог покрыться плесенью, зелёным мхом, и сорной травой…
  • вермикулит. Дорогущий грунт из вспученного инертного минерала. Очень понравился. Единственный минус – дороговизна. Короче, не напасёшься…
  • смесь торфа с вермикулитом. Эта смесь оказалась довольно хорошей. НО: торф содержал в себе удобрения, а вермикулит очень дорогой.

В этом году мы решили не «изобретать велосипед», а точно следовать советам Т.Ю. Угаровой по составлению грунта.
Итак, начнём. :-)

Готовимся к посеву: ящики, грунт, удобрения, семена

Ящик для рассады имеет множество дренажных отверстий.

Ящик для рассады имеет множество дренажных отверстий.

Ящики.
Ящик для рассады должен иметь дренажные отверстия! Этот момент всегда и везде упоминает Т.Ю. Угарова. Мы были очень удивлены, но ни в одном ящике, имеющемся в продаже, дренажные отверстия не были предусмотрены! Зачем в обязательном порядке нужны отверстия я опишу ниже.

Ну что ж… Первый этап: просверлили дренажные отверстия в ящиках для рассады, но перед этим определили литраж ящиков (у нас ящики получились 8 литровые).

Замешиваем грунт.

Теперь нам понадобятся компоненты грунта: опилки и песок. Так как соотношение их должно быть примерно 3 к 1, мы взяли 6 литров опилок и 2 литра речного песка.

Опилки, предназначенные для замешивания грунта для рассады

Опилки, предназначенные для замешивания грунта для рассады

Ящик для рассады и промытый прокалённый речной песок.

Ящик для рассады и промытый прокалённый речной песок.

Я тут обязана остановиться и немного поподробней написать о компонентах грунта.

  1. Опилки должны быть именно опилками. Стружек, палок и т.п. быть не должно. При необходимости опилки с примесью стружек можно просеять обыкновенным дуршлагом. Стружки, намокая и распрямляясь, могут создавать плотные слои, перекрывая доступ воздуха к корням, что приводит к загниванию. Следует также тут заметить, что иногда могут попасться токсичные опилки (некоторые лесопилки используют солярку или креозот для смазки пилы). Как мы сами уже успели убедиться, такие опилки очень сильно пахнут «краской». Их нельзя использовать в качестве компонента грунта.
  2. Песок лучше брать речной. Карьерный песок содержит большое количество глины, а глина, опять же, нарушит «воздушность» грунта. В любом случае, песок промывают и обеззараживают – кипячением (либо прокаливанием в духовке).

Так вот: мы промыли и «поджарили» песок и, как смогли, очистили опилки от стружек. Следующий этап: внесение предпосевных удобрений.

Внесение предпосевных удобрений.

Песок + опилки + смесь № 1 + смесь № 2а.

Песок + опилки + смесь № 1 + смесь № 2а.

Для того, чтобы обогатить наш грунт кальцием и бором, мы должны внести смесь № 1. Для грунтов на основе торфа, смеси №1 нужно чуть больше, чтобы нейтрализовать кислотность.

И смесь № 2а, чтобы немного обогатить нашу почву остальными элементами.

Удобрения тщательно перемешивают с грунтом, чтобы добиться равномерного распределения.

Дозы внесения для грунта на основе опилок и песка по книге Т.Ю.Угаровой таковы:

  • Смесь № 1: 50 грамм на 12 литров грунта
  • Смесь № 2а: 15 грамм на 12 литров грунта

В наши 8 литров грунта одного ящика мы внесли 33,3 грамма смеси № 1 и 10 граммов смеси № 2а.

Теперь важно правильно грунт увлажнить, но не намочить! Как узнать, что воды достаточно?
Для этого, сжимаем грунт в кулаке. Если грунт увлажнён правильно, из него не сочится вода, а после разжимания, комок сохраняет свою форму. Если теперь уронить его в тазик, он должен рассыпаться.

Теперь грунт готов! И можно его аккуратно переложить в ящик для рассады, особенно обращая внимание на уголки. Ящик заполняется до краёв.

После увлажнения, грунт сохраняет форму руки, но при этом легко рассыпается, если уронить комочек в тазик.

После увлажнения, грунт сохраняет форму руки, но при этом легко рассыпается, если уронить комочек в тазик.

Заполнили ящик до краёв грунт из опилок и песка.

Заполнили ящик до краёв грунт из опилок и песка.

Важно! Предпосевная обработка семян: протравливание, стимулирование

Ни для кого уже не секрет, что растения, как и все живые организмы подвержены всевозможным заболеваниям. Т.Ю.Угарова пишет, что где-то 80% всех возбудителей находятся на семени растения. То есть если у вас заболело растение, это в большинстве случаев означает, что на семени ждал своего часа возбудитель болезни.

Поэтому очень важно, чтобы все семена до посева проходили протравливающую обработку специальными препаратами, или же проходили термообработку.

  • Обработка препаратом. Обычно в качестве такого препарата используют доступную всем марганцовку. Семена замачивают в 1% или 2% (в зависимости от культуры) растворе марганцовки. Сразу скажу, раствор получается не розовым, не малиновым и даже не фиолетовым, а почти чёрным. В зависимости от концентрации семена держат в этом растворе 45 минут (для 1%) или 25 минут (для 2%). Приготовление раствора не представляет трудностей, если у вас имеются точные весы.
  • Термообработка. Это весьма жёсткий метод обеззараживания, который уничтожает возбудителей не только на поверхности семени, но и внутри него. Дж.Миттлайдер этот метод уважает больше всего. :-) После такой обработки выживают сильнейшие из семян, и если у вас прорастёт такое семя, вы воистину должны гордится им! :)) Термообработка годна не для всех видов семян, хорошо переносят её семена всех капуст, редиса, помидоров. Плохо – все мелкие семена типа сельдерея, моркови, картофеля и семена бобовых. Заключается термообработка в замачивании семян на 20-40 минут (в зависимости от культуры) в воде 50-52 градусов.

Кстати, иногда можно купить семена, уже обработанные чем-либо. Обычно об этом пишут сразу на упаковке, иногда большими буквами, а иногда не пишут вовсе. Вы наверное видели такие семена, покрытые зелёным, синим, красным или ещё каким составом. Такие семена сеют сразу, не обеззараживая и не замачивая в биостимуляторах.

Что такое биостимуляторы и зачем они нам нужны?

Я не буду вдаваться сильно в подробности. Биостимуляторы – это активные вещества, стимулирующие всевозможные реакции внутри организма, это могут быть гормоны, те же витамины и другие вещества.
Какие-то стимуляторы участвуют в росте корней, какие-то в бутонизации, какие-то побуждают к росту и являются стимуляторами иммунитета, позволяя адаптироваться растению в стрессовых ситуациях.

Замачивание протравленных семян в растворе Эпина.

Замачивание протравленных семян в растворе Эпина.

В данном случае нам нужен биостимулятор для семени, чтобы поскорее его пробудить, усилив его иммунитет. Таким стимулятором может выступать Эпин и Гумат Натрия.

После протравливания, замачиваем семена в растворе Эпина (или Гумата Натрия), соблюдая указанную на упаковке концентрацию, в течение примерно 6-16 часов.

Барботирование семян

Есть ещё один интересный способ стимуляции семян. Он даже предпочтителен для семян сельдерея, моркови, укропа, практически всех зонтичных, лука, свеклы. И называется он интересно – барботированием.

Барботирование семян сельдерея черешкового с помощью аквариумного компрессора.

Барботирование семян сельдерея черешкового с помощью аквариумного компрессора.

Что из себя представляет барботирование?
Это стимуляция семян с помощью кислорода воздуха.

Если у вас дома есть аквариумный компрессор, он прекрасно подойдёт для барботирования. ;-) В высокую узкую банку с семенами наливается обычная вода (лучше мягкая, талая), на дно опускается распылитель компрессора. Семена должны находиться в постоянном движении, поднимаясь по потокам воздуха, и так в течение суток.

Барботирование всегда проводят ДО обеззараживания, а вот замачивание в стимуляторах обязательно ПОСЛЕ обеззараживания.

Семена готовы. Посев!

Посев семян перца. Семена лежат почти на поверхности. 4 семени на ящик, без пикировки.

Посев семян перца. Семена лежат почти на поверхности. 4 семени на ящик, без пикировки.

Глубина посева семени перца не превышает 5 мм.

Глубина посева семени перца не превышает 5 мм.

Ну вот мы и добрались собственно до посева семян. Тут всё очень просто:

  • Семена сеют на глубину, не превышающую 2-3 толщины семени. Не длины-ширины, а именно толщины. То есть семя перца нельзя заглублять больше чем на 5 мм.
  • До появления всходов полив производят только обычной водой.

Не забудьте накрыть ящики полиэтиленовым пакетом, чтобы увеличить влажность воздуха и задержать испарение. Необходимо только раз в день проветривать грунт, снимая пакет, обновляя воздух, и поддерживать влажность грунта, поливая аккуратно водой через пористую ткань.
Как только появятся всходы – нужно сразу же снять пакет, иначе можно сильно навредить росткам.

Всходы. Уход за рассадой и удобрительный полив

Как только появятся всходы, наш полив обычной водой необходимо заменить на раствор смеси № 2а.
Удобрительный раствор готовится просто: 25 грамм смеси растворяем в 10 литрах воды, или 7,5 грамм в 3 литрах воды.

Важно: нельзя давать пересыхать грунту, грунт должен быть всегда влажным и прохладным на ощупь. То есть как только заметите, что грунт потеплел и не такой влажный, то производится полив.

Полив:
Вот теперь добрались мы наконец до дренажных отверстий. :-) Всем, кто дочитал – спасибо.
Полив производится обильно и по всей поверхности до тех пор, пока из дренажных отверстий не выльется немного воды. Тем самым мы промываем постоянно грунт от вредных для растений кислотных остатков. И благодаря этому, растения всегда получают только свежий раствор, и не травятся. Можно это сравнить с проветриванием комнаты, в которой куче людей уже нечем дышать…

Важность освещения

Во время роста, в рассаде идут два противоположных процесса:

  1. Создание питания из минеральных веществ и света (фотосинтез).
  2. Проедание питания на собственные нужды (растение – тоже живое, и даже дышит как мы – поглощая кислород и выделяя углекислый газ).

В идеале, растение должно создавать больше, чем проедает. Тогда у него будут оставляться излишки на рост и развитие. Скорость проедания зависит от температуры. Чем теплее, тем быстрее идёт расход запасов. Если рассада выращивается в квартире, где тепло, а света – мало, растение начинает проедать питательные вещества быстрее, чем успевает их синтезировать. Оно вытягивается, хиреет, заболевает. Конец мечтам об урожае.

Чтобы растения были здоровыми и быстро развивались, им надо дать столько света, сколько нужно для преобладания фотосинтеза над проеданием. Свет – это жизнь! А заодно дать столько минеральных веществ, сколько они могут усвоить при интенсивном росте. Кстати, об освещении мы уже писали подробно.

Т.Ю.Угарова советует придерживаться следующего режима освещения всходов и рассады:

  • Всходы нуждаются в круглосуточном освещении в течение 3-7 дней
  • Более взрослую рассаду достаточно освещать 12-16 часов в день для нормального развития

Мы надеемся, что наше стремление следовать точным инструкциям Угаровой\Митлайдера не пройдёт даром, и принесёт много радости и урожая. :-)

До встречи!

Добавить в закладки

Комментарии (72)

Александр, 23 Мар 2010 в 09:01 #

"В зависимости от концентрации семена держат в этом растворе 45 минут (для 2%) или 25 минут (для 1%)".
Возможно опечатка, наверное наоборот.

Ответить
Кирилл Маврешко, 23 Мар 2010 в 11:17 # 

Спасибо за замечание! Действительно, опечатка. Исправили.

Ответить
Ольга, 26 Ноя 2013 в 20:47 # 

нет вы не правильно прочитали

Ответить
Сергей, 23 Мар 2010 в 22:28 #

В опилках прорастают как и в грунте...Не подскажите как их рост приостановить,брюсельская растет как бешенная...Радуют артишоки-маленькие,крепенькие.

Ответить
Полина Маврешко, 24 Мар 2010 в 10:20 # 

А Вы по какой методике выращиваете? По традиционной, на подоконнике, или с освещением по митлайдеру?

Немного не ясно, а зачем рост капусты приостанавливать? :-) Или Вы имеете в виду, что капуста вытягивается?

Если вытягивается. То совет тут один: понижение температуры и увеличение освещённости.

А ещё, Угарова пишет, что капустные - это самые капризные растения. Им нужны особые условия для роста, которые очень сложно создать в квартире центральным отоплением, такие как: повышенная влажность, достаточно низкая температура (15-20 градусов, не выше), хорошее питание и освещённость. Если что-то будет не так, они быстро вытягиваются и заболевают. У нас так в прошлом году вся капуста в квартире погибла, и редис дома не удался.

Поэтому мы решили посеять рассаду прямо в огороде 6 мая, а "высадили" на постоянное место её лишь в 31 мая: http://legom.info/blog/2009/5/31/1/#artimage-2.

Белокочанная капуста, даже поздняя, вырасти и созреть очень даже успела: http://legom.info/blog/2009/9/4/50/#artimage-619. С брюссельской, конечно, похуже: собрали только маленькое ведёрко с одного раннего куста, остальные кочанчики дозреть не успели :( Но тут уж поделать ничего не смогли - вегетативный период брюссельской капусты слишком долгий для нашего короткого лета...

Ответить
Сергей, 25 Мар 2010 в 19:12 #

Проблема в том что у нас на улице 16-20 градусов,а в доме еще теплее,из февральского посева цветная капуста(но в грунте,не в опилках)уже настоящий листик выкинула...
Я забыл сказать-живу в Крыму.
Методику пробую и стандартную,и митлайдера ,хочу сравнить.Огород маленький,а хочется попробовать все.Одну маленькую грядку хочу на опилках попробовать.У нас февраль был теплее,чем март(до 20 градусов).Потом опять снег,мороз.Сейчас думаю посеять чуток сидератов-до мая может поростут?

Ответить
Victor, 26 Мар 2010 в 08:27 #

А опилочно-песчаный грунт можно повторно использовать?

Ответить
Кирилл Маврешко, 26 Мар 2010 в 09:41 # 

Для нового посева - нет, нельзя. Этот грунт уже будет иметь неопределённый состав (из-за предыдущих подкормок и поливов), а также возбудителей, которые успеют там размножиться. Всё это повредит прорастающим семенам.

Для пикировки Т.Ю. Угарова также рекомендует использовать новый грунт.

А после высадки рассады грунта у вас всё равно не останется - он весь будет на грядке, вместе с комьями земли, опутанными корнями растений.

Ответить
Галина, 27 Мар 2010 в 14:28 #

Скажите ,а опилки просто просеяли,Угарова вроде как рекомендует заливать их горячей водой оставлять на 12 часов

Ответить
Кирилл Маврешко, 27 Мар 2010 в 15:01 # 

Цитата из книги "Рассада" Угаровой (стр. 314):

"Для жилых помещений наилучшим образом подходят опилки хвойных пород. Вопреки распространённому мнению они не требуют никакой предварительной обработки - ни кипячения для удаления смолистых веществ, ни предобработки азотными удобрениями... На грунтах, содержащих опилки хвойных, гораздо реже появляется плесень, чем на грунтах с опилками лиственных пород."

У нас - хвойные опилки.

Но она же делает исключение для отсыревших опилок: "... Если хранились в сырости, опилки ошпаривают. Ведро (10 л) опилок в синтетическом тканом мешке залить ведром кипятка и оставить на 12 часов для охлаждения и оттока воды."

Т.е. отсыревшие опилки надо ошпарить, и оставить стекать, а не держать в воде.

Ответить
Сергей, 28 Мар 2010 в 18:58 #

А я просто взял опилки ,смешал с прокаленным песком,увлажнил,посеял-взошло все кроме проклятого острого перца(из двух сортов-3 всхода)

Ответить
Полина Маврешко, 28 Мар 2010 в 19:19 # 

>> А я просто взял опилки ,смешал с прокаленным песком,увлажнил,посеял

Удобряли грунт предпосевными смесями? А то смотрите, по традиционной методике острое голодание может начаться довольно быстро на опилках.

>> посеял-взошло все кроме проклятого острого перца(из двух сортов-3 всхода)

Тут ещё может производитель семян подвести. Вы записывайте себе, какой процент всхожести у семян, дружно ли всходят, какого производителя. Чтобы в следующий раз не покупать такие семена.

Мы очень довольны семенами фирмы Seminis, не требуют предпосевной обработки, всходят дружно и все (или почти все).

Седек нас подвёл в прошлом году: пересортица была, да и всхожесть низкая. Мы подумали, что купили подделку (их часто подделывают).
В этом году заказали семена по почте прямо в интернет-магазине СедеКа. Но пока они нас не очень радуют... Посмотрим.

Ответить
Сергей, 28 Мар 2010 в 19:00 #

Кстати,купил дайкон-его же в принципе можно начинать сеять?

Ответить
Полина Маврешко, 28 Мар 2010 в 19:23 # 

Ну у Вас когда редис начинают сажать? :-)
Мы посоветовать по срокам не можем - у нас тут ещё снег метровый лежит. :-D
Если почва уже поспела, наверное можно.
На рассаду дайкон не сеют, поэтому смотрите по грунту на улице.

Ответить
Сергей, 28 Мар 2010 в 20:02 #

Удобрял обязательно(это даже не смешно было-бы).
Редис у нас уже недели 2-3 продается,на улице днем +25.
И хочется похвастаться-мне завтра кучу саженцев должны привезти,буду копаться!!!

Ответить
Полина Маврешко, 28 Мар 2010 в 21:44 # 

<< И хочется похвастаться-мне завтра кучу саженцев должны привезти,буду копаться!!!

Да Вы вообще можете по методу Митлайдера 2-4 урожая овощей за сезон собрать! :-D Остаётся лишь запустить рассадный конвейер.

Мы может в этом году попробуем 2 урожая свеклы собрать, и это в нашем уральском климате..

Ответить
Налик, 2 Апр 2010 в 13:27 #

Ребята,я живу в Татарстане.Снег также, метровый. А сейчас не поздно сажать рассаду? И что вы посадили?

Ответить
Кирилл Маврешко, 2 Апр 2010 в 13:43 # 

Сегодня Полина допишет статью про первые посадки.

Рассада по методу Митлайдера выращивается интенсивным способом - на специальных грунтах, питательных поливах, и с обязательной хорошей досветкой. При таких условиях рассада растёт очень, очень быстро! А семена сеют не ранее марта на наших широтах. (Мы, кстати, находимся рядом с Татарстаном, километрах в 10 от границы).

Например, в прошлом годы мы посеяли поздние помидоры на рассаду 14 апреля. А высадили в огороде 6 июня... в общем, мы все помидоры так и не успели употребить, несмотря на то, что из-за нашей ошибки ровно половину урожая сгубил фитофтороз :)

Так что ничего сеять ещё не поздно, если будете выращивать рассаду по Митлайдеру. Даже перец или баклажаны, если выберете скороспелые сорта.

Ответить
анна, 19 Фев 2011 в 21:33 #

извините,очень нравится ваш сайт!!!сижу тут круглосуточно,буду в первый раз осваивать огород и сразу по Митлайдеру.Семена купили,хочу узнать когда мне что сажать,если я живу в Смоленске-тут никого не знаю,кто бы по Митл. садил.Подскажите,пожалуйста,где это узнать?спасибо и очень благодарна за ваш труд-всё понятно и даже фото с комментариями,благодарю вас.

Ответить
Полина Маврешко, 20 Фев 2011 в 18:02 # 

Спасибо, нам очень приятно, что наш опыт помогает сделать выбор начинающим огородникам! :)

По методу Миттлайдера, если Вы обеспечите рассаде нормальное освещение (об этом можно прочитать в статье об оборудовании для освещения рассады) и нормальное питание, посев семян начинают с марта. Например, перцы сеют 1-10 марта, баклажаны и лук - 5-10 марта, томаты лиановидные - 15-20 марта, низкорослые томаты (детерминантные) 1-15 апреля, капусту б/к с 25 марта по 10 апреля. Эти сроки подобраны примерно таким образом, чтобы рассада к моменту высадки в грунт не была старше определённого возраста. У каждой культуры он свой, но не больше 70 дней, для большинства культур этот возраст равен 40-50 дням. Рассада, которую долго не томили в рассадных ящиках, и выращивали хорошо, сразу же "настраивается" на бОльший урожай, поэтому этот период очень важен.

Культуры, которые садят сразу в грунт, начинают высевать с момента спелости почвы (когда почва не липнет к лопате), в зависимости от теплолюбивости и холодоустойчивости. С готовой рассадой поступают так же.

В Смоленской области в среднем почва поспевает к 27 апреля. И с этого момента можно высаживать рассаду холодоустойчивых культур. Теплолюбивые культуры высаживают, когда исчезнет опасность последнего заморозка, а он в Вашей местности в среднем может случится до 30 мая. Это я всё по книге Татьяны Угаровой "Рассада" смотрю... Эту книгу почему-то не хотят переиздавать. Но мы, возможно, сможем Вам помочь с информацией о выращивании рассады, если хотите, напишите Ваш работающий адрес электронной почты, на всякий случай.

Ответить
анна, 20 Фев 2011 в 18:11 #

спасибо!всё ясно.добавлю только. что моя мама живет в ижевске-удмуртия, и садит только по митлайдеру.Одна эта хрупкая женщина-мать 4ех детей,держит и скотину и обрабатывает ежегодно 15 соток одна.И урожай и под силу выращивать.Рабочий адрес тот же-AAnnaDima@yandex.ru

Ответить
анна, 7 Апр 2011 в 11:48 #

простите,но у меня еще вопросы:
1."При появлении всходов нужно убрать пленку,чтобы не навредить росткам"- по какой причине?дело в том,что у меня не пленка а мини-парник,то есть сверху ящик накрыт высокой прозрачной крышкой,которая не задевает вообще ростки,она высотой 20см.мне ее тоже убрать при появлении всходов?
2.я приготовила смесь 2а в стеклянной банке с закручивающейся крышкой,закрыла плотно.на след.день смесь стала влажной т.к. пошла реакция между кислотами и купоросами.она что теперь не пригодна?и как тогда этим вообще пользоваться если для полива рассады нужно только 12грамм,как я отмерю милиграммы компонентов?или конкретно в процессе реакции и получаются нужные нам вещества?
очень жду ответа,потому как идет процесс прорастания семян.хочу всё сделать с первого раза и правильно.

Ответить
Полина Маврешко, 7 Апр 2011 в 13:15 # 

Здравствуйте, Анна.

1. Этот совет именно для случаев, когда между плёнкой и ростками нет достаточного пространства. И если будут всходить ростки, плёнка не даст им нормально развиваться - попросту придавит. Поэтому Вам это не грозит, и ничего убирать не нужно, просто проветривать не забывайте. :)

2. Из чего Вы составляете смесь, из каких веществ? У одного нашего читателя была подобная проблема: http://legom.info/blog/2010/3/18/70/#comment308. Посмотрите, может наш совет ему и Вам поможет.

Ещё гигроскопичностью обладает сульфат магния. Но обводняется он сравнительно медленно.

Мы сейчас используем сульфат магния для приготовления смеси, но для того, чтобы она не обводнялась, делаем её немного - 100-200 грамм. Для взвешивания используем точные весы (микро).

Если Ваша смесь стала очень мокрой, то уже нет гарантии что Вы взвесите нужное количество элементов... Поэтому скорее всего она для точных подкормок уже не пригодна. Хотя теоретически её можно использовать, где не так страшно сделать ошибку.

Ответить
анна, 7 Апр 2011 в 19:39 # 

спасибо за ответ,представленный вами комментарий с подобной проблемой я уже читала(мне кажется,что я каждую страничку этого сайта уже прочитала по 3 раза.потому что когда со мной в очередной раз кто-то начинает спорить о методике Митлайдера я отвечаю так,что люди округляют глаза и спрашивают откуда я вообще такими знаниями владею в 1ый год огородничества!!!-всё благодаря вам)-у меня другие вещества.
4г молибдена+7.9 борной кислоты+95г желез.купороса+9.5г сульфата марганца+6.3г цинк.купороса+3.2гмед.купороса.
1.Кстати про цинк.купорос-это соединение сульфата цинка и воды?так?я добавляю именно сульфат цинка.
2.при разведении смеси 2а в воде вода становится коричневатой?у меня так.
3.где же вы купили такие весы и сколько они стоили?потому как мы с ног сбились-максимум что нашли-весы с делением в 0.5г ,что весьма неудобно.

Ответить
Полина Маврешко, 7 Апр 2011 в 20:45 # 

Анна, а какие у Вас в смеси удобрения макроэлементов (азот, фосфор, калий, магний)? Микроэлементы (купоросы и борное, молибденовое удобрение) между собой не реагируют.

  1. Сульфат цинка (купорос) в кристаллах (то, что продают) - это 7-водный кристаллогидрат сернокислого цинка. Что именно Вы добавляете, что написано на упаковке? Скорее всего у Вас обычный семиводный купорос.
  2. У нас такая вода становится от железного купороса.
  3. Весы мы заказывали через интернет, вот тут. В этом году заказали ещё и весы для крупных взвешиваний вот здесь.
Ответить
анна, 7 Апр 2011 в 21:29 # 

Да,теперь я поняла что у меня обычный семиводный купорос!!!Поеду в реахим и куплю у них настоящий цинковый купорос.
Вот мои макроудобрения:калимагнезия+азофоска+аммиачная селитра.

Ответить
Полина Маврешко, 7 Апр 2011 в 22:04 # 

Погодите ехать! :) Вы не поняли. Цинковый купорос и семиводный сульфат цинка - это одно и то же. Всё, что продают в кристаллическом виде - это семиводный сульфат цинка или цинковый купорос.

По макроудобрениям:

Пишут, что аммиачная селитра очень гигроскопична. Но у нас ни разу в закрытых банках смесь не обводнялась с ней...

Азофоска - очень вариабельное удобрение. Состав часто точно неизвестен и содержит всевозвожные примеси. В двух пакетах с названием "азофоска" могут продаваться совершенно разные соединения, сделанные по разному тех. процессу из разных компонентов.

Калимагнезией чаще всего называют смесь сульфатов калия и магния. Сульфат магния гигроскопичен.

Видимо, проблема в сочетании вашей конкретной азофоски с вашей селитрой.

Я думаю, Вам стоит попробовать составить малые дозы смеси с разными сочетаниями компонентов и определить, что именно у Вас обводняется.

Мне трудно что-то сказать, так как мы используем и сульфат магния, и аммиачную селитру, но ничего подобного: через сутки мокрая смесь - у нас не случалось. В 2009 году мы какое-то время использовали смесь на основе азофоски, аммиачной селитры и калимага (хлориды калия и магния) - и с ней тоже было всё нормально.

Ответить
анна, 23 Май 2011 в 18:47 # 

спасибо,но я ничего не понимаю. у меня обводняется и твердеет именно смесь 2а:4г молибдена+7.9 борной кислоты+95г желез.купороса+9.5г сульфата марганца+6.3г цинк.купороса+3.2гмед.купороса. Тут нет ни азофоски,ни калимагнезии и пр. про что вы писали.

Ответить
Кирилл Маврешко, 23 Май 2011 в 18:52 # 

Теперь и я ничего не понимаю :)

Вы перечислили только микроэлементы. А смесь 2а - это микроэлементы + макроудобрения (содержащие азот, фосфор, калий, и т.д.). Опишите свою смесь полностью.

Ответить
Кирилл Маврешко, 23 Май 2011 в 20:06 # 

Ой, прошу прощения за невнимательность в предыдущем комментарии. Теперь я понял, что твердеет именно смесь микроэлементов. У нас такого никогда не было. Прямо сейчас дома стоит баночка с такой же смесью. Она сухая и сыпучая. А для самих гряд мы всегда смешиваем микроэлементы сразу с основной смесью.

Есть подозрение, что виноваты сами соединения. У вас они, скорее всего, химически более чистые. Плюс, какое-то из них очень гигроскопично. Я подозреваю, что виноват либо медный купорос, либо цинковый. Они могут быть т.н. "пятиводными" или "семиводными" - по количеству молекул воды, связанных с одной молекулой сульфата. И по гигроскопичности они отличаются. Можете точно сказать, какие именно у вас сульфаты?

Ответить
карлыгаш, 8 Апр 2011 в 21:55 #

можно ли применять готовые почвосмеси содержащие уже калий , магний, азот и кальций добавлять смеси 2, если уже все посажено

Ответить
карлыгаш, 8 Апр 2011 в 22:21 #

Я как-то все не понятно написала, и поэтому решила, задать вопрос правильно. Я уже посадила рассаду в готовую смесь, содержащую макроудобрения, теперь в данный момент я могу добавлять смесь №2 в эту почву или нет? Рассада выросла, и уже дала первые листочки, хочется подкормить ее, как и искусственную почву, но можно ли? Я из Горно- Алтайска три года читаю про этот метод, но применить его решила впервые, но опилок и песка с осени не набрала, а купила готовую смесь, теперь страдаю...

Ответить
Полина Маврешко, 10 Апр 2011 в 11:10 # 

Здравствуйте!

Вообще мы не любим давать такие рекомендации, потому что покупные грунты очень сильно отличаются по свойствам, много некачественной продукции, и состав грунтов очень туманный.

Но если Вы готовы рискнуть, читайте далее. :)

На упаковке Вашего грунта должен быть указан состав, сколько там азота фосфора, калия. При составлении грунта из расчёта на будущий полив питательной смесью № 2а, в него вносится азота (N) - 180 мг/л, фосфора (P) - 110 мг/л, калия (К) - 180 мг/л. Если у Вас на упаковке цифры сравнимые с этими, можете поливать удобрительной смесью, только добавлять в грунт смесь перед посадкой растений не надо.

Если Ваши цифры очень сильно отличаются от приведённых, есть несколько вариантов:

1) Можно "разбавить" грунт вермикулитом (или перлитом).
2) Если по азоту цифры сравнимые, а по фосфору и калию намного больше, можно попробовать использовать удобрительную смесь, но стараться при этом поливать как можно более обильно, чтобы из дренажа вытекало больше воды. Так Вы будете вымывать лишние соли, замещая их раствором удобрительной смеси.
3) Поливать растения водой, а потом начать поливать удобрительной смесью, если растения покажут признаки дефицита, или затормозят рост.

Ответить
карлыгыш, 10 Апр 2011 в 13:02 # 

Спасибо, за ответ Полина, я не думала, что вы мне ответите, а второе спасибо за доступный ответ, теперь буду умнее, и стараться делать все по инструкции. Прочитала ваш дневник с 2009 года, очень интересно и увлекательно, хочется уже в огород. У нас городок небольшой и выбора удобрений минимум, но тем не менее купила все, составила список и по рецептам Угаровой набрала, но нигде нет молибдена,я читала, что вы использовали некоторое время кемиру люкс, сколько времени можно ее применять. Я рассчитала на калькуляторе, кстати, классная штука- и если не найду молибден за лето,то можно ли ее использовать столько времени? Заранее благодарю. Имя у меня тяжело усваиваемое,потому что я казашка, но переводится как ласточка.

Ответить
Полина Маврешко, 10 Апр 2011 в 17:58 # 

Мы так долго не отвечали, потому что сначала думали написать отдельную статью на эту тему, так как проблема с грунтом является очень распространённой проблемой, в том числе и нашей. Но потом решили, что сначала всё же Вам ответим. :)

Недавно мы узнали об интернет-магазине "Русский Химик", который высылает удобрения почтой. Вот тут один из читателей поделился своим впечатлением от заказа в этом магазине. Молибдат аммония там дешевле, чем покупали мы.

Если делать смесь №2 с Кемирой, то нужно учитывать, что в Кемире есть микроэлементы, такие как молибден, бор, медь, железо, марганец, цинк. Но бора и молибдена там недостаточно, поэтому нужно будет их добавлять отдельно, если будете её использовать постоянно и в огороде.

P.S. Кирилл вырос в Казахстане, а я в Башкортостане, поэтому Карлыгаш для нас вполне обычное имя. :)

Ответить
карлыгаш, 11 Апр 2011 в 19:14 # 

спасибо, за исчерпывающий ответ, и совет,но только в том то и дело, что нет молибдена, чтоб его добавлять, остальное все есть, представьте только, люди мучаются то нет одного, то другого, а тут все есть и облом с молибденом, повременю с кемирой может по вашему адресу успеют прислать его. еще раз спасибо! Да, за имя тоже...

Ответить
Алексей, Амурская обл., 25 Апр 2011 в 04:45 #

Здравствуйте.Скажите пожалуйста, а грибы у вас не растут на
опилочно-песчанном грунте. Меня так уже задолбали

Ответить
Полина Маврешко, 25 Апр 2011 в 15:02 # 

Здравствуйте, Алексей!
Вы имеете ввиду плесень и т.п?

Плесень очень легко поселяется и развивается на грунтах, если они:
1) имеют слишком низкий pH (кислая среда)
2) не имели на момент посадки достаточно сильную полезную микрофлору (что справедливо для стерильных грунтов)
3) имеют в составе достаточно много азота для поддержания развития грибков.

Споры плесени присутствуют постоянно в воздухе, и в помещении на рассадном грунте развиваются влёт.

Что можно сделать:
1) повысить локально pH грунта. Угарова пишет и про древесную золу, и про древесный уголь, в качестве средства от таких вот "жителей". То есть присыпать поверхность грунта любым из этих веществ, что может погасить развитие плесени.
2) обязательное заселение стерильных грунтов полезной микрофлорой, например с помощью биогумуса или подобных средств.
3) как вариант: заправлять грунт на посев семян (до пикировки) смесью № 1 + калийное удобрение + фосфорное удобрение + микроэлементы. То есть не давать развиваться грибкам, пока растения маленькие и слабенькие, и очень чувствительны к подобным "сожителям".

Ответить
Алексей, Амурская область, 25 Апр 2011 в 17:22 # 

Спасибо, Полина, за столь подробные разъяснения по поводу плесени, но я имел в виду другое: обычные пластинчатые грибы белого цвета типа поганок.
Они так и лезут из всех щелей. Опилки я использовал прошлогодние, но не запревшие-нормальные, песок тоже набирал в песчанном карьере в прошлом году. Всё просеивал через сита разных калибров (для песка и опилок - отдельные). Может за прошлое лето занесло споры этих грибов в один (или в оба) из компонентов грунта. Да я могу сфотать, только как выложить фото?

Ответить
Полина Маврешко, 25 Апр 2011 в 17:34 # 

Нет, с такими ужасами мы пока не встречались, и, надеюсь, не встретимся. :)))

Наверное, единственный выход - стерилизация - уничтожение грибницы.

Песок мы не только просеиваем, но и промываем тщательно, а затем прокаливаем в духовке. Старые опилки мы только ошпаривали кипятком...
Пластинчатых грибов у нас не было. :)

Фото пока только выслать нам лично можно, по адресу письма оповещения.

Ответить
анна, 27 Апр 2011 в 15:54 #

доброо времени суток!это опять я...)и опять за помощью к вам.вот взошла у меня рассада помидор.всё я делала как в этой статье,но в последние 2 раза в связи с отстутсвием весов "на глазок" развела удобрение 2а в воде и теперь вот думаю-от чего помидоры загибаются((( в росте остановились,вялые все,листья с концов чернеют и сохнут,остальные желтеют и с обратной стороны листа бурая окраска.может это перекорм?или какого то вещ-ва не хватает?

Ответить
Полина Маврешко, 27 Апр 2011 в 19:16 # 

Здравствуйте, Анна! :)

Это может быть всё, что угодно. Скорее всего - это проявление токсичности каких-либо микроэлементов, так как внешние проявления нездоровья начались так бурно.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в коем случае нельзя кормить растения "на глазок". Дело в том что, чтобы получить избыток, например, бора, достаточно ошибиться на миллиграммы - и получить токсичную для растений концентрацию, что может погубить растения. На то это и МИКРО-элементы, растениям они необходимы в очень-очень малых дозах, и ошибок внесения быть не должно.

Что Вам можно посоветовать, так это очень обильно какое-то время (хоть неделю) поливать только водой, а потом возобновить поливы смесью №2а с точным внесением всех элементов.

Ответить
анна, 28 Апр 2011 в 10:21 #

ой спасибо!!!я так и делаю уже 3 дня,но лучше никому не становиться(((просто умрет всё ,мне кажется...жалко так,ну да ладно отриц.результат-тоже результат.спасибо за быстрый ответ и совет.и как у вас на всех и всё времени хватает?))

Ответить
Полина Маврешко, 28 Апр 2011 в 17:17 # 

Да не за что, в принципе. :) Повреждённые листья не восстановятся, нужно смотреть на верхушечную почку... Помидоры живучие, может не погибнут, но время на восстановление уйдёт.

и как у вас на всех и всё времени хватает?))

Когда как. :) Сегодня, например, в огороде были, редиску с дайконом посадили. Поэтому и не отвечала долго.

Ответить
анна, 22 Июн 2011 в 16:14 # 

здравствуйте! вы знаете, я мучилась-мучилась и в конце концов пересадила всё в обычную купленную землю для рассады,потому как всё чахло с каж. днем,жаль ,конечно. но зато мои помидоры толстенькие,плотненькие.стоят(уже в открытом грунте) одна краше другой и рассада в конце концов была всем на зависть! у всех чахлые,тоненькие и вытянутые, а мои мощные такие))))посмотрим на урожай,пока зеленеькие помидорки висят.и я хотела спросить-я только сегодня задумалась о подкормках, а вообще высаживала 1 июня и вносила смесь №1 и №2 а тут читаю,что надо было уже как минимум 2 раза подкормить(что делать теперь?отразится ли это на результатах?

Ответить
Полина Маврешко, 22 Июн 2011 в 18:48 # 

Здравствуйте, Анна!
Ничего, с первого раза не всё получается. Угарова вообще советует в первый год не заморачиваться рассадой, а попробовать вырастить просто на грядке какой-нибудь овощ по методу сначала. С рассадой по интенсивному методу много заморочек, особенно в квартире - очень трудно соблюсти абсолютно все условия.

Помидоры начинайте кормить, чем быстрее, тем лучше. Ничего архи страшного не произошло, но сейчас они "поедают" буфер почвы, отращивая корневую систему вглубь, как при традиционном выращивании. Начнёте кормить, корешки поднимятся на поверхность, и продолжится их интенсивное развитие.

Ответить
Татьяна (Волгодонск), 16 Фев 2012 в 14:27 # 

Анна, здравствуйте. Я так поняла, что у вас не получилось вырастить рассаду по Мит. А можно узнать причинк? Я начинающий огородник и тоже хочу попробовать высадить по Мит. И вот задумалась, а вдруг не получится. Может дадите рекомендации,или рассажите какие вы совершали неточности, чтоб мне не ошибиться. Спасибо.

Ответить
Татьяна (Волгодонск), 16 Фев 2012 в 14:30 #

Здравствуйте. Я вот не нащла у Угаровой ничего о своем районе. Я из ростовской обл. Волгодонск. Как мне выращивать рассаду по методу Мит. Уже сейчас начинать или подожать. У нас уже все посадили рассаду баклажан, перца и томата (соответственно не по методу Мит.). НАверное рассада по методу Мит. растет быстрее?

Ответить
Полина Маврешко, 16 Фев 2012 в 17:34 # 

Здравствуйте, Татьяна! Со сроками довольно всё просто. Просто отсчитываете от дня высадки в грунт рекомендуемый для культуры возраст рассады. Рекомендации по возрасту рассады многих культур есть в книге "Рассада". Ну а когда высаживаются в грунт культуры - это можно узнать из интернета или у местных огородников.

Вот, к примеру, в наших краях помидоры в открытый грунт высаживают примерно 10 июня (когда уже нет угрозы заморозков). (Скорее всего в Ростовской области всё же высаживают помидоры пораньше).

Смотрим мы книгу Угаровой: рекомендуемый возраст рассады детерминантных помидоров для высадки ~ 50-60 дней. Считаем и получаем примерную дату посева семян (с учётом 5 дней на всходы) ~ 10-15 апреля. Это для нашего климата.

По методу Миттлайдера при хорошем освещении рассада растёт быстро, обычно в соответствии с сортовыми особенностями.

При "холодном" выращиваннии (на подоконниках, без подсветки и с посредственным поливом) рассада сильно тормозит в росте, поэтому её и сажают очень рано.

Ответить
Татьяна (Волгодонск), 16 Фев 2012 в 14:31 #

Вот думаю с освещением проблем быть не должно. У нас квартира на южной стороне и солце в солнечные дни стоит практически целый день. Это является хорошим фактором?

Ответить
Полина Маврешко, 16 Фев 2012 в 17:38 # 

Солнце - это очень хорошо, но его может не хватать, особенно в пасмурные дни - всё же ещё не лето. Поэтому, наверное, лучше установить дополнительное освещение.

Ответить
Борис (г. Искитим Новосибирской), 4 Сен 2012 в 10:09 #

здравсвуйте.При выращивании рассады использую обычную огородную землю с добавлением перегноя и песка.Но почва в горшках очень быстро уплотняется а рыхлить ее в горшочках не очень то удобно и корням боишся навредить.Нынче закомпостировал древесные опилки мочевиной (200гр.на 10 литров воды на три ведра опилок).Они уже потемнели, стали темнорыжего цвета).Но опилки у меня свои, после строгания пиломатериала электрорубанком.Из под рубанка получается очень мелкая стружка,она внешне глазом воспринимается как опилки. а на струшку вовсе не похожа.Хочу эти опилки добавить в почву для выращивания рассады в качестве рыхлящей добавки.Пожалуйста, подскажите в каком количестве можно добавить этих опилок.С уважением к Вам Борис

Ответить
Владимир (Москва), 21 Янв 2013 в 15:52 #

Только сегодня узнал про ваш метод, сначала загорелся и хотел сделать одну грядку в качестве эксперимента, но возник самый главный вопрос:

Каковы вкусовые качества овощей выращенных по этому методу?
Я прекрасно чувствую разницу во вкусе у овощей выращенных самостоятельно на земле и купленных зимой в магазине, их же наверное выращивают так же или похожим методом.

Ответить
Полина Маврешко, 21 Янв 2013 в 18:21 # 

Здравствуйте, Владимир. Многое можно прочесть здесь, чтобы не повторяться.

Ещё где-то мы писали, про то как мы сравнивали вкус огурцов одинаковых сортов, но выращенных обычным способом (не нами) и с использованием метода. Огурцы с обычного огорода было невозможно есть без соли: вода водой. Наши же обладали ароматом, и выраженным вкусом.

Писали и про зелёный горошек... Но там мы отметили разницу в использовании смеси №2 без всех микроэлементов и со всеми микроэлементами. Горох, который кормился смесью со всеми микроэлементами (включая железо, марганец, цинк, медь), отличался лучшим вкусом и сладостью.

Ответить
Владимир (Москва), 21 Янв 2013 в 21:24 # 

Полина, большое Вам спасибо за ссылку читаю.
ни как не могу разобраться с рубрикатором на вашем сайте, помогите найти ссылку с точным составом еженедельной смеси для различных культур. она же должна отличатся?

планирую рассаду посадить в обычную торфосмесь смешанную с песком и (или) опилками. Вносить питательные вещества надо еженедельно или ежедневно?

Экспериментировать буду с двумя сортами перца раннего низкорослого по 10 семян и двумя сортами помидоров также ранних низкорослых, так же по 10 штук.

На рассаду посажу а конце февраля, высаживать буду в аналогичную смесь, так как грунт на даче глина, и все растет очень плохо, перца пока ни одного не вырастили :(

Ответить
Полина Маврешко, 21 Янв 2013 в 22:14 # 

Владимир, вот тут собраны все наши статьи, которые касаются метода, его использования.

помогите найти ссылку с точным составом еженедельной смеси для различных культур. она же должна отличатся?

По ссылке выше есть статьи о кормлении.

Используется обычно одна и та же сбалансированная смесь (этот баланс подходит для большинства культур, в целом), но под конкретную культуру вносится различное количество подкормок (оно соответствует среднему выносу веществ). + Контролируется состояние растений, выявляются недостатки веществ (например, батату нашему требуется дополнительное количество фосфора и калия) и компенсируются с помощью моноудобрений (обычно компенсирующие подкормки проводятся между обычными еженедельными подкормками смесью). С опытом приходит понимание различий в составах смеси для каждой конкретной культуры, и можно уже корректировать смесь как надо.

Нужно ещё понимать: так как растения с самого начала полагаются на вас, вы будете обязаны для их здорового развития кормить и поить их в фазе роста. Во время выращивания по методу все растения формируют мощную корневую систему (практически как губка) в 20-сантиметровом слое гряды, поэтому они могут остро чувствовать недостатки кормления (особенно если почва бедная), так как их корневая система не приспособилась для поиска минеральных веществ за пределами пахотного слоя. Необходимо научиться понимать растения, и ни в коем случае нельзя будет бросать их на произвол судьбы.

Ответить
Валентина (г. Иваново), 23 Фев 2013 в 20:38 #

Здравствуйте, ребята!
Уже давно читаю Ваши статьи, спасибо, многие вопросы проясняются.
Хотелось бы выяснить следующие моменты:
1. На каком составе грунта для рассады, Вы остановились? Торф и песок не используете вообще?
2. Пикируете ли Вы рассаду, в частности томатов и перца, или лучше обходиться без пикировки?
С уважением, Валентина.

Ответить
Полина Маврешко, 6 Июн 2013 в 19:27 # 

Здравствуйте, Валентина! Извините, что так поздно отвечаем. Может уже ответ и не нужен...

1. Мы остановились на Терра Вите "Цветочный", добавляем туда только смесь №1. Количество удобрений там приемлемое, судя по упаковке.
2. Да, помидоры и перцы пикировали и пикируем. Таким образом отбираем наиболее сильные растения, остальные - на выброс.

Ответить
Анна (смоленск), 7 Апр 2013 в 22:33 #

Здравствуйте,Полина и Кирилл! Мы с вами уже общались здесь, в комментариях от 19 февраля 2011г.Снова пробую вырастить рассаду по Миттлайдеру. Теперь "на глазок" не взвешиваю и О!ЧУДО! моя смесь не твердеет.Короче,ящик для выращивания рассады правильный,опилки+прокаленный песок,смесь удобрений, НО теперь помидорки взошли и листочки у них настоящие только-только появляются и какие-то маленькие...как бы недоразвитые, а семидольные листья нормальные,большие,правда желтеют немного.уже сегодня рассаде 3 недели!а самый большой настоящий листик 7мм!только опять есть один пробел-освещение просто естественное,т.е. наш свет.день а это сейчас 13.30мин.

Ответить
Полина Маврешко, 6 Июн 2013 в 11:56 # 

Здравствуйте, Анна! Как у Вас дела с рассадой? Получилось? ...долго же мы не появлялись...

Ответить
Анна, 6 Июн 2013 в 19:17 # 

опять ничего не получилось!!! я прям расстраиваюсь уже(((опять пришлось всё пересадить в покупной грунт. ну а на грядках с редиской,укропом.горохом и т.д. всё оч. хорошо.всё растет быстро. тут проблем нет.а помидоры и перцы я первый раз высадила в теплицу поликарбонатную дум-2 и недавно узнала, что у митлайдера своя разработка теплицы...столько денег и трудо потратили, но что сделать)))в теплице пока тоже придерживаюсь принципов митлайдера.

Ответить
Полина Маврешко, 6 Июн 2013 в 19:22 # 

Дааа, с опилками та ещё морока, что-то с ними постоянно не так. То ли размер их не подходящий, то ли стружки, то ли смазка пил ядовитая...

Ответить
Анна (смоленск), 8 Апр 2013 в 17:07 #

И вопрос-что делать? Почему рассада такая недоразвитая?и листики семидольные так рано желтеют?

Ответить
Анна (Волгоградская обл.), 7 Янв 2014 в 23:08 #

Полиночка, здравствуйте.
Не подскажите, где можно скачать книгу Угаровой "Рассада" или купить, ну последнее, наверное, вообще не возможно.
А то скоро рассаду сажать, уже сама по Вашим стопам ращу ее 3 года, хотела изучить труд сама..
С уважением к Вашему труду, сайту и самоотверженности Анна.

Ответить
тома макашутина (харьковская обл изюм), 21 Сен 2015 в 20:59 #

Для того чтоби вирастить рассаду надо стать химиком или учиться на химика лет десять а для чайников попроще нельзя разжевать рецепти как вирастить качественную рассаду капусти как приготовить грунт.моя мама виращивала расаду прямо на грядке и капуста виростала на славу и хранилась отлично к сожалению я не переняла ее опита теперь очень жалею.если можно подскажите как это сделать с химией не дружу со школи

Ответить
Алексей (Одесса), 17 Мар 2016 в 15:59 #

Прочитал всю тему, вопрос по смеси №1 для песка и опилок, что добавлять мел или гипс.

Ответить
Полина Маврешко, 17 Мар 2016 в 16:02 # 

Лучше известняковую муку. Опилки + песок - обычно кислый грунт.

Ответить
Мария (Екатеринбург), 7 Сен 2020 в 13:46 #

Мне кажется, сейчас окружающая среда так зашлакована, что как почву не подготавливай, всё равно будет куча болезней у растений, сама почва может быть плодородной, нов сё равно ничего не вырастет путного, семян нормальный нет в продаже, очень сложно сейчас вырастить что-то свое натуральное.

Ответить
Кирилл Маврешко, 8 Сен 2020 в 17:09 # 

Не всё так печально. Из нашего опыта, покупка семян голландской селекции у проверенной фирмы практически гарантирует 100% всхожесть и высокое качество сеянцев. Останется только правильно ухаживать (кормить, поливать, пропалывать), и урожай будет превосходным.

Нам нравятся семена фирмы Seminis (их в России пакуют и продают различные бренды - "Новые семена", "Агрос", "Агроэлита", выбирайте любой). Мы пробовали различные сорта их перцев, гороха, томатов, луков, моркови и кукурузы. Неизменно отличные результаты. В этом году, например, выросли отменные морковь (2 сорта), горох, лук и кукуруза (3 сорта) - все посажены голландскими семенами. Даже у сильно просроченных семян кукурузы всхожесть была почти стопроцентной.

Важно помнить и о том где вы покупаете семена. Не удивляйтесь что семена подводят, если вы покупаете их где-то у торговок под открытом небом на местном рынке. Семена должны правильно храниться и транспортироваться.

Семена российского производства в мелкой рознице тоже могут быть хорошими, но тут всё зависит от производителя и культуры. Надо искать и пробовать. Увы, качество действительно часто хромает: гниль, пересортица, чего только не продают. Печально, но новичкам лучше с российских семян них не начинать.

А про почву - у нас она очень, очень плохая. Но, при правильном подходе, хороший и экологически чистый урожай можно получить где угодно. Возможно, даже на крыше столичной высотки :)

Ответить
Игорь (Бийск), 8 Сен 2020 в 00:39 #

Мы всегда высаживали рассаду в дождь или вечером по лунному календарю садовода. Земля с навозом. И в бочке вода мешанная с навозом, чтобы периодически проливать помидоры. Но этот год на них были болячки чёрные и коричневые. Обрезать бессмысленно. В чём дело, не могу понять.

Ответить
кузьма, 14 Фев 2022 в 03:56 #

2-3 толщины семени это 1.5 миллиметра

Ответить
кузьма, 14 Фев 2022 в 03:56 #

2-3 толщины семени это 1.5 миллиметра

Ответить

Оставьте свой комментарий

Email:

Укажите свой e-mail, если хотите получать уведомления об ответах. На сайте он не показывается.

Калькулятор смеси № 2 Где достать батат

Разделы

Последние месяцы

Культуры на наших грядах